Президент РФ Дмитрий Медведев своим указом вывел из числа стратегических предприятий, приватизация которых запрещена, весь атомный ледокольный флот страны. Также из перечня запрещенных к продаже активов исключены причалы, предназначенные для комплексного технологического обслуживания судов атомного ледокольного флота РФ.
На данный момент ледокольных флотов, равных российскому, в мире нет. В него входят четыре двухреакторных ледокола ("Россия", "Советский Союз", "Ямал", "50 лет Победы"), два однореакторных мелкоосадочных ледокола "Таймыр" и "Вайгач", атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть", две плавучие технические базы — "Имандра" и "Лотта", спецтанкер "Серебрянка" для жидких радиоактивных отходов, судно дозиметрического контроля "Роста-1".
В отстое находятся три атомных ледокола — "Ленин", "Арктика" и "Сибирь" и две плавучих технических базы — "Лепсе" и "Володарский".
Однако российский атомный ледокольный флот стремительно стареет, и к 2016 году он будет практически недееспособен, заявил вице-президент РАН Николай Лаверов на II Международный Арктический форум "Арктика — территория диалога", прошедшем в конце сентября в Архангельске.
Однако с реальными планами по замене выработавших ресурс судов царит полный сумбур. Там же на форуме министр транспорта России Игорь Левитин объявил о том, что на строительство новых атомоходов три атомных и шести дизель-электрических ледоколов Россия потратит в течение трех лет 20 млрд рублей ($639 млн).
В начале июля на заседании Морской коллегии при правительстве РФ было принято решение о том, что российские верфи построят 4 дизель-электрических ледокола и 3 атомных ледокола. До 2015 года со стапелей должны сойти 4 ледокола.
Ранее заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский сообщал о строительстве трех новых двухосадочных атомных ледоколов, которые планировалось спустить на воду к 2020 году для полноценного обслуживания арктических портов Севморпути.
По официальной программе "Развитие транспортной системы России на 2010 — 2015 гг." планируется построить три атомных ледокола, первый из которых спустят на воду уже через 5 лет, а до конца 2020 года — еще три.
В следующем году должно начаться строительство нового типа атомного ледокола, на котором будет установлена новейшая аварийно-спасательная система, позволяющая осуществлять не только проводки судов по Севморпути, но поисково-спасательные операции.
Также планируется создание трех универсальных двухосадочных атомных ледоколов. Осадка в 10,5 и 8,5 метров позволит работать судам не только в открытом море, но и в устье мелких рек. Еще три новых дизельных ледокола должны заменить пять уже существующих судов типа "Арктика" или "Таймыр". Согласно программе планируется восстанавливать арктическую авиацию, создавать новые аэродромы. Уже через 10 лет должны быть построены 10 аварийно-спасательных центров.
Планы довольно серьезные, однако стоит напомнить о том, что за все советские годы было построено десять атомоходов, из них девять ледоколов и один атомный лихтеровоз "Севморпуть". Осилит ли программу нынешняя судостроительная отрасль — большой вопрос. Тем более, что ледоколы строились на Балтийском заводе, статус которого сейчас находится в подвешенном состоянии.
"Балтийский завод" контролируется Объединенной промышленной корпорацией (ОПК) экс-сенатора от Тувы Сергея Пугачева (88,3%). В прошлом году принадлежащий ему Межпромбанк не возвратил Центробанку кредит на 32 млрд рублей.
С осени прошлого года принадлежащий ОПК пакет Балтийского завода находится в залоге у Банка России. Контроля над предприятием добивается Объединенная судостроительная корпорация, через которую завод и может получить заказы на ледоколы.
Превращение "Атомфлота" в ОАО не повлечет за собой его продажи, уверяют чиновники. "По закону о нашей госкорпорации без специального распоряжения президента страны объекты атомного комплекса России нельзя не только продать, но и каким-то менее явным способом вывести из-под прямого государственного контроля, скажем, передав их в долгосрочное управление", — заверяет "Московские новости" директор департамента коммуникаций госкорпорации "Росатом" Сергей Новиков.
Акционирование якобы необходимо для улучшения управления активом. Интересно, что об улучшении задумались именно тогда, когда начали улучшаться финансово-экономические показатели предприятия, которое в основном занимается сопровождением судов. По данным "Росатома", только за девять месяцев 2011 года объемы груза, перевезенного в сопровождении судов "Атомфлота", в шесть раз превысили результаты всего прошлого года.