Столичная пригородная железнодорожная компания, перевозящая свыше половины пассажиров электричек в России, получила новых совладельцев. Московские власти продали блокпакет ЦППК Искандару Махмудову и Андрею Бокареву, которые совместно владеют "Аэроэкспрессом". Акцент будет сделан на комфортные и прибыльные перевозки, что означает рост цен на билеты.
Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) является крупнейшим в России перевозчик среди пригородных пассажирских компаний, которая перевозит 80% пассажиров в Московском регионе и 52% в пригородных перевозках по России в целом. Компания, созданная в 2006 году, перевозит пассажиров по курскому, казанскому, ярославскому, савеловскому, белорусскому и рижскому направлениям.
На прошедших 27 сентября торгах стоимость бумаг выросла в 225 раз. Начальная цена аукциона составляла всего 76000 рублей, шаг аукциона - 3500 рублей. Победителем тендера стала "Московская пассажирская компания", которая, по данным источников "Коммерсанта" в транспортной отрасли, заплатила за бумаги более 20 млн рублей.
Столь низкая стартовая цена и копеечная стоимость блокпакета объясняются тем, что у компании юридически не имеется имущества. Электрички, бригады машинистов и прочее имущество компания арендует у ОАО РЖД.
При этом сама РЖД не устает напоминать об убыточности пассажирских перевозок. Это позволяет требовать субсидирования перевозок со стороны государства. В 2011 году на покрытие убытков по пригородным перевозкам из госбюджета было направлено 25 млрд рублей, а еще 11 млрд должны были выделить регионы.
Однако уже на 2012-2013 годах перевозки субсидироваться из федерального бюджета не будут. С 2011 года РЖД выделяет пассажирские перевозки внутри регионов в так называемые пригородные пассажирские компании. Они создаются совместно РЖД и региональными администрациями.
К концу года должно быть создано 26 таких компаний. По задумке выделение пригородных перевозок в самостоятельный бизнес должно привлечь внимание инвесторов, которые постараются сделать их прибыльными.
В результате доли участия в ОАО "ЦППК" будут распределены следующим образом: 50% - 2 акции - ОАО «Российские железные дороги», 25% + 1 акция - Московская область и 25% +1 акция - ООО «МПК». В совет директоров ЦППК войдет представитель от МПК.
В свою очередь "Московской пассажирской компанией" владеют "Интегрированные транспортные системы" и группа "Аэроэкспресс". Акционеры "Аэроэкспресса" также владеют 25% Московско-Тверской пригородной пассажирской компании.
В комментарии "Коммерсанту" глава отдела исследований пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий Евгений Алексеев отмечает, что главной причиной сделки является желание новых владельцев обеспечить "Трансмашхолдинг" заказами на электрички, так как с 2012 года ОАО РЖД полностью прекращает их закупки.
"МПК вложила деньги в убыточную компанию, но раньше эти люди сумели сделать «Аэроэкспресс». Сумма, вложенная в ЦППК, несопоставима с многомиллиардным бизнесом "Московской пассажирской компании". Бизнес-план ЦППК будет сопоставим с программой развития "Аэроэкспресса". Разберутся с доходами, издержками, выводом компании на безубыточный уровень - посчитают рентабельность, отсекут ненужные маршруты и установят сроки окупаемости в 4-5 лет. Но роста цен на билеты не избежать, из-за чего снизится мобильность пассажиров",- отмечает генеральный директор Infranews Алексей Безбородов.
Как считает Алексеев, логичнее было бы снижать цену на проезд и сокращать число зайцев. "Правильным было бы снизить верхнюю планку тарифа до 100-120 руб. за самое максимальное расстояние", - отметил эксперт.