Проблемы акционеров ТНК-ВР дорого обошлись ключевому российскому инновационному проекту — фонду "Сколково". Британская компания приостановила инвестирование из опасений нарушения акционерного соглашения ТНК-ВР. В данный момент партнеры не отказываются от проекта полностью, но увязывают его реализацию с согласованием позиций сторон. До этого момента никаких позитивных сдвигов ожидать не приходится.
Как пишет "К;оммерсант", фонд, возглавляемый одним из российских акционеров ТНК-ВР — Виктором Вексельбергом, планировал совместный проект с ВР. Во время официального визита премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона в Москву в середине сентября должно было состояться подписание соглашения по созданию трехлетнего исследовательского проекта "Интенсификация теплообмена и катализа" между ВР, фондом "Сколково", Институтом катализа им. Г.К. Борескова и Имперским колледжем Лондона.
Проект стоимостью £6,7 должен был финансироваться на паритетных началах ВР и совладельцем ТНК-ВР Виктором Вексельбергом. Но в последний момент британская компания отказалась подписывать документы, и будущее проекта оказалось под вопросом. Эксперты со российской стороны не понимают, почему британская компания "в последнюю минуту отказалась от достигнутых договоренностей по финансированию научных исследований".
Позиция ВР в этом вопросе выглядит достаточно осторожной — ее руководители опасаются, что что вложения в научно-исследовательские работы AAR может представить как нарушение акционерного соглашения, по которому все проекты на территории России и Украины партнеры должны реализовывать прежде всего через ТНК-ВР.
30 сентября в Стокгольмском арбитраже пройдут процессуальные слушания по поводу нарушения ВР соглашения акционеров. Проблема сторон все та же — намерение создать стратегический альянс путем обмена акциями. Претензия АAR к ВР заключается в том, что последняя не имела права заключать сделку без ее рассмотрения советом директоров ТНК-ВР. Теперь AAR пытается доказать, что действия ВР нарушали акционерное соглашение. В этом случае ТНК-ВР сможет обратиться к ВР с иском о возмещении потерь.
Тем не менее в "Сколково" уверяют, что инвестиции в научно-исследовательский проект не подпадают под действие соглашения акционеров ТНК-ВР, ведь понятие бизнеса в данном контексте подразумевает только деятельность по разведке, добыче, переработке и сбыту нефти и газа. По идее, научный проект "не имеет ничего общего с предметом акционерного соглашения". ВР со своей стороны считает, что в ходе реализации проекта "компания может получить какую-либо собственность". Таким образом, ВР начала подчеркнуто активно использовать против участников AAR те же рычаги, которые они применяли против нее.
По словам главного технолога ВНИИ по переработке нефти Владимира Булатникова, проект по катализаторам принципиально важен для российской нефтяной отрасли. Сам центр "Сколково" был создан для внедрения новых технологических и инновационных решений, что должно способствовать ее развитию и экономики страны в целом. В сентябре прошлого года первый заместитель главы администрации президента РФ, член попечительского совета инновационного центра "Сколково" Владислав Сурков заявил, что соглашение о сотрудничестве поможет создать открытую платформу, "на которой лучшие ученые страны и студенты, и аспиранты, и профессора, и инженеры компаний, соответствующих заводов, предприятий, могли бы вместе создавать новый технологический продукт". Сурков указал, что создание инновационного центра в Сколково "имеет глубокий политический смысл". Соответственно, все решения о дальнейшем сотрудничестве с ВР будут приниматься на самом высоком уровне. Проблему необходимо решить в ближайшее время.