Горно-металлургическая компания "Норильский никель" не продлевает собственные патенты. Несколько из них компания может восстановить к весне будущего года. Интеллектуальная собственность, которая является способом извлечения сверхприбылей для множества западных компаний, почему-то не интересует отечественного сырьевого гиганта.
За последние три года один из российских сырьевых гигантов вообще не зарегистрировал ни одного патента. И хотя ежегодная пошлина на патенты для российских компаний составляет крайне незначительную сумму — по данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (ФИПС) сейчас у "Норильского никеля" только один действующий патент. Шесть патентов находятся в статусе "может прекратить свое действие" и пять патентов -прекратили действие, но могут быть восстановлены".
Патентная политика корпорации выглядит странной в свете исков к компании со стороны изобретателей, которые обращаются в суды с претензиями на имеющиеся нарушения авторского права.
Как сообщает "Маркер", в 1996-1997 годах компанией были внедрены служебные изобретения (№35 и 105) и патенты (№2108167, 2108168, 2134616), от которых сейчас она отказывается. Доказанный экономический эффект от применения изобретений за четыре года составил более 1 млрд рублей. С авторами изобретений были заключены соглашения о выплате авторского вознаграждения — 15% от экономического эффекта в течение четырех лет.
Однако "Норникель" отказался выплачивать деньги по договору. На середину этого года в судах находилось около 30 исков от авторов изобретений. При этом в компании действует внутреннее соглашение, по которому изобретателям выплачивается единовременное вознаграждение в размере 50 тыс. рублей.
Нежеланием делиться доходами, а также спецификой патентов в данной отрасли, объясняется внешнее безразличие корпорации к своей интеллектуальной собственности, уверены опрошенные изданием эксперты.
А запатентованные изобретения, по всей видимости, являются неповторяемыми, а проще говоря, ненужными для весьма ограниченного круга компаний данной отрасли. То есть отказ от того или иного патента не повлечет за собой никаких последствий.
Между тем, доходы от интеллектуальной собственности уже давно занимают ключевое место в западной экономике. Недавно корпорация Dell официально объявила, что дальнейший рост ее доходов будет обусловлен не продажей компьютеров, а получением прибыли от объектов интеллектуальной собственности.
Ранее известнейший разработчик HP выводит производство компьютеров и мобильных устройств в отдельную компанию и также сосредоточится на торговле интеллектуальными решениями. Ранее по этому же пути пошла компания IBM, которая в течение многих лет является абсолютными патентным лидером мира.
Только в течение прошлого года International Business Machines Corp оформила 5896 патентов, что является рекордным показателем. На втором месте разместилась компания Samsung с 4551 патентом, а на третьем — Microsoft с 3094 патентами.
"Не все из наших изобретений принесут коммерческую выгоду, но практически все исследования мы начинаем с учетом возможностей последующей коммерциализации их результатов", -заявил юрисконсульт IBM по патентам Мэнни Чектер.
Накануне американцы реформировали свое патентное законодательство, перейдя от системы "first-to-invent" ("первый, кто изобрел") к системе "first-to-file" ("первый, кто зарегистрировал изобретение"). Собственно, вся система защиты интеллектуальной собственности США уже давно фактически работает именно по последнему принципу.
В США интеллектуальная собственность формирует около 30% валового внутреннего продукта (ВВП), что приносит более $4 трлн. Сюда входят операции с брендами, технологиями, патентами. Сегодня в мире есть около десяти стран во главе с США, являющихся глобальными экспортерами патентов, лицензий и разрешений на использование интеллектуальной собственности. В России же доля нематериальных активов в ВВП чрезвычайно низка — примерно 0,3%.