В Москве вновь вернулись к идее пассажирского использования проходящих через столицу водных магистралей. Пилотный маршрут водного метро планируется проложить в 2012 году от Печатников до Китай-города. Маршрут протяженностью 19 километров судно с восемью остановками должно будет проходить за 46 минут. Цена билета заявлена на уровне 50 рублей.
В июне столичный департамент транспорта получил задание разработать проект организации регулярных пассажирских перевозок по Москве-реке. Маршруты планируется распределять на торгах по квотам.
"Организация транспортного сообщения на акватории Москвы-реки позволит эффективно дополнить существующие транспортные системы еще одной транспортной системой, требующей минимальных капиталовложений и не занимающей городской территории. Поэтому в настоящий момент прорабатывается вопрос о вводе в навигацию в 2012 году пилотного проекта "Водная ветка метро", а первый катер уже может курсировать по направлению Печатники — Китай-город в ноябре этого года", — рассказал собеседник агентства РИА "Новости".
Для пилотного проекта должно быть закуплено 10 теплоходов и еще одно вспомогательное. Они будут построены на судостроительном заводе в Твери к апрелю 2012 года. Теплоход-полукатамаран "Тверца", который будет перевозить пассажиров, вмещает 34 человека и двигается со скоростью до 40 километров в час.
"Завершение строительства головного судна и проведение ходовых испытаний запланировано на октябрь этого года", — сказал собеседник агентства.
В случае, если работа на маршруте получит положительную оценку, на Москве-реке будут открыты еще четыре линии. А уже в следующем году московском водном транспорте могут опробовать регулярные таксомоторные перевозки. Как намечено в программе, в 2012 году появится первое речное такси, а к 2015 году их будет 68.
Кроме того, в программе развития транспортной системы столицы говорится о создании паромных переправ, реконструкции Южного и Северного речных портов, сети причалов, модернизации инфраструктуры Канала имени Москвы и 18 гидроузлов.
Целевые показатели: к 2015 году годовой объем пассажирских речных перевозок должен достичь 2,5 млн человек. Из бюджета на развитие водного транспорта будет направлено пока 33 млрд рублей. Суда планируется приобретать за счет инвесторов.
Эксперты считают планы властей недостаточно проработанными. Скоростное перемещение по Москве-реке затруднено тем, что она во многих местах перегорожена шлюзами, на прохождение каждого требуется в среднем полчаса. При этом возле причалов расположены только три станции метро — "Воробьевы горы", "Киевская" и "Выставочная".
Речное такси запущено и работает в Петербурге, но и там в последнее время нарастает неопределенность вокруг будущего таких перевозок. В Северной столице работает пять маршрутов.
Однако компаниям, которые содержат аквабусы и "метеоры", субсидии не выделяются с начала летней навигации в Петербурге. По словам бизнесменов, их принуждают к подписанию допсоглашения с комитетом по транспорту.
Трудности функционированию катеров на Неве и каналах бюрократы с успехом создавали и раньше. В 2009 году, когда компании закупили и вывели свои речные суда на линию, причалы так и не были оборудованы остановочными комплексами.
В нынешнем варианте договора содержится широкая формулировка, на основании которой чиновники могут отказывать в субсидировании перевозчикам на любом основании. Документ гласит, что отныне компании будут получать субсидии только на "экономически обоснованные затраты", не уточняя, что же следует относить к таковым в случае с таким специфическим сезонным видом транспорта.
Питерские перевозчики пока не сдаются и надеются на благополучный исход, а в Москве пока только надеются благополучно начать.