Государственная программа льготного кредитования покупки автомобиля завершится 31 декабря 2011 года. Продлевать ее пока не планируется, сообщила пресс-служба Минпромторга. С 2009 года, когда программа была запущена, она продлевалась уже дважды. За это время банковские структуры выдали более 350 тысяч льготных займов на приобретение автомобиля.
Основной целью программы было увеличение продаж автомобилей в период кризиса и стимулирование кредитных программ банков. Изначально она планировалась сроком на один год.
Программа предлагала участникам для более низкие процентные ставки — 7-10% годовых. В то время как проценты по стандартным автокредитам составляли с 11-20%. Государство компенсирует банкам, выдавшим кредит на покупку авто, часть процентной ставки.
Первоначальный взнос по программе льготного кредитования составляет 15%, субсидируемая государством ставка — 6%, срок погашения кредита — 36 месяцев.
Привлечь кредит можно для покупки не всех машин. Действует ограничение по стоимости авто — до 600 тыс рублей, произведенных на территории России. Однако модельный ряд в этой ценовой категории довольно широк, список входящих в программу машин постоянно расширялся.
Сейчас заемщик может купить любую из 56 марок автомобилей. В 2011 в программу включены пять моделей: Hyundai Solaris, Fiat Linea, Chevrolet Lacetti, Renault Megane и Fluence.
Самые востребованные марки и покупаемые в рамках льготного кредитования авто полностью совпадают с самыми продаваемыми моделями в рамках уже завершенной программы утилизации — этоLada, Chevrolet и Renault. Лидером является продукция Волжского автозавода, на которую приходится свыше трети выданных кредитов.
На 2012 год Минфин заложил 3,2 млрд рублей в строке по расходам на программу автокредитования. Это позволило некоторым СМИ предположить, что программа продлевается на будущий год.
Позже Минпромторг пояснил, что это деньги предназначены банкам, на выплату компенсаций ростовщикам, участвующим в госпрограмме. В текущем году государство направит банкам 2,773 млрд рублей, а в 2013 году кредитные учреждения получат еще2,052 млрд рублей. Общее количество банков, принявших участие в программе льготного кредитования — 114.
Несмотря на многозначные цифры, программа льготного кредитования не являлась ключевой для российского авторынка. По данным "Автостата", в прошлом году по программе был реализовано 9,5% от общего числа проданных в России автомобилей.
По данным Минпромторга, в прошлом году заявки на получение кредита подали 354,5 тысячи человек, одобрение займа получили 165,7 тысячи. В среднем удовлетворяется только 54% заявок. При этом с разрыв между поданными заявлениями и удовлетворенными заявками стабильно рос.
Впрочем, это не означает, что за каждым отказом стоит уникальный потенциальный покупатель. Подавать заявки в различные кредитные структуры не возбраняется. Не исключено, что информация о планируемом сворачивании программы вызовет последний всплеск спроса для тех, кто не нашел другого способа обзавестись автомобилем.
Согласно данным, опубликованным Ассоциацией европейского бизнеса, в июле 2011 года снизились темпы объемы продаж автомобилей на российском рынке упали сразу на 13% в месячном исчислении и на 2% в годовом. Однако уже в августе показатель вырос на 7,7% по сравнению с августом 2010 года.