В Архангельске проходит II Международный Арктический форум "Арктика — территория диалога", на который слетелись представители США, Норвегии, Финляндии, Исландии, Германии. За пару часов до начала форума в Госдуму был внесен законопроект, который будет регулировать перевозки по Севморпути, а глава российского правительства обрисовал перспективы.
Владимир Путин отметил, что закон, регулирующий судоходство по Северному морскому пути, может быть принят уже до конца этого года.
"По предварительным оценкам, объем перевозки грузов по Северному морскому пути к концу 2011 года может достигнуть 700 тысяч тонн, — сказал Путин. — Через Арктику лежит кратчайший путь к рынками Европы и Азии. Этот путь на треть короче традиционного южного маршрута. Это отличная возможность оптимизировать транспортные расходы. Поэтому государства и частные компании, которые выберут арктический маршрут для перевозок, вне всяких сомнений, получат весомые преимущества и дивиденды".
В рамках II Международного Арктического форума основное внимание уделялось созданию единой национальной арктической транспортно-логистической инфраструктуры.
По словам Путина, для развития Севморпути планируется реализовать целый комплекс мер, восстановить, развить и сформировать инфраструктуру на всей протяженности Севморпути. Планируется расширить действующие порты и построить новые, такие как порт "Варандей" и порт "Саббета" на полуострове Ямал.
Одно из важнейших направлений — комплектование ледокольного флота. Российский атомный ледокольный флот стремительно стареет, и к 2016 году он будет практически недееспособен, заявил вице-президент РАН Николай Лаверов на Международном Арктическом форуме в Архангельске.
Как сообщил министр транспорта России Игорь Левитин на строительство новых атомоходов три атомных и шести дизель-электрических ледоколов Россия потратит в течение трех лет 20 млрд рублей (639 млн долларов).
В начале июля министерство транспорта России заявляло, что новые ледоколы будут заказаны на российских предприятиях. Всего министерство планировало заказать три атомных и три дизель-электрических ледокола.
У России сейчас имеется шесть действующих атомных ледоколов. Четыре из них относится к классу "Арктика" — это "50 лет победы", "Ямал", "Советский Союз", "Россия". Еще два судна относятся к классу "Таймыр". Выведены из состава флота три корабля — "Сибирь", "Арктика" и "Ленин", однако на металл по традиции 90-х их не порезали.
Как рассказал BBC источник, имеющий отношение к атомному флоту, атомные ледоколы класса "Арктика" действительно доживают свой век, и к 2016 году большинство из них прекратит работу.
Но производственные планы — только на бумаге. Пока даже не принято решение о том, где их будут строить. Зато российские власти, как заявил министр транспорта Игорь Левитин, уже согласовывают расценки на ледовую и лоцманскую проводку судов по Арктике.
Новые атомоходы нужны не только для осуществления транзитных проектов, но и отечественным сырьевикам, которые намереваются углубиться в Арктику. Россия начнёт в 2012 году поиск углеводородов в акватории морей, разграниченных договором с Норвегией, о чем рассказал на форуме министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев.
"Газпром" уже принял программу освоения шельфа до 2030 года. Начинается освоение месторождений нефти и газа в Баренцевом, Печорском и Карском морях, что принесет порядка 200 млрд кубометров газа и 10 млн тонн нефти.
Из Архангельска Путин связался с нефтедобывающей платформой "Приразломная" в Печорском море. Это пилотный проект выполненный отечественными промышленниками на шельфе Печорского моря в 60 километрах от берега. Ожидается, что месторождение будет давать порядка 6 млн тонн ежегодно.
"По сути, Россия реально приступает к разработке шельфа, открывает новую страницу в истории освоения Арктики", — заявил Путин.
Участники упоминали о необходимости сохранения экологического равновесия в этом регионе мира. Сейчас в Арктике действует 18 особо охраняемых территорий федерального значения и 86 регионального. До 2020 года в Арктике будет выделен национальный парк в Беринговом море и заповедник на Медвежьих островах.