"Газпром" обратился в правительство с предложением добавлять в асфальт и бетон серу вместо битума и цемента. Концерну некуда девать свою серу, которая выходит вместе с добываемым газом. Там решили взяться за освоение нового сегмента рынка, тем более что методика успешно работает в ряде стран, например, США. Но нужно ли удешевление дорожникам?
В природном газе и нефти содержится много сероводорода и сернистого ангидрида, от которых избавляются, получая серу. В 2010 году концерн, производящий три четверти общероссийских объемов и 12% мировых добыл 6,6 млн тонн, а продал внутри страны только 2,5 млн тонн. Конкуренция на внешних рынках растет и газовая монополия ищет новые направления сбыта.
Применение серы сокращает количество используемого битума, позволяет класть асфальт и в холодное время, за счет улучшенных водоотталкивающих свойств увеличивает срок службы дорог, отмечают специалисты.
В 2002 году при морозе минус 26 градусов уложили литой (не требующим уплотнения катком) сероасфальтобетон на Крылатском мосту в Москве, который лежал 3,5 года. В июне аномально жаркого лета 2010 года асфальтобетон использовали на 51 км МКАД с внешней стороны, а осенью — на 89 км МКАД и в Таганском туннеле, уточняют "Известия".
Недостатки — как полюс сильной стороны. При сильном нагреве в процессе производства будет выделяться сернистый ангидрид, поэтому требовательность к соблюдению технологии производства довольно жесткие.
Применение серобитумных вяжущих материалов позволяет широко использовать в дорожном строительстве местные песчаные грунты, слабые каменные материалы, золы и шлаки, а это также значительно сокращают траты.
Кроме того, асфальтобетонный завод может работать циклично — летом выпускать смеси для дорожных покрытий, а зимой — тротуарную плитку и прочие изделия из серобетона, для которого, к слову, цемент не требуется.
Газоперерабатывающий завод ООО "Газпром добыча Оренбург" в 2011 году планировал начать строительство установки по производству модифицированной серы, которая применяется при строительстве дорог. Опытные исследования показали эффективность этого метода применения серы. Например, укладка дорог обходится на 5-10% дешевле, чем асфальтобетоном, созданным на битумной основе. Кроме этого, дорожное покрытие становится более качественным и долговечным, сообщила пресс-служба предприятия.
Ежегодно на газоперерабатывающем заводе ООО "Газпром добыча Оренбург" производится до 500 тыс. тонн серы. Предполагаемая мощность установки по производству модифицированной серы на газоперерабатывающем заводе составит около 120 тыс. тонн в год. "Это обеспечит потребность в дорожном строительстве и производстве серобетонных изделий на территории центральной части Оренбургской области", — уточнила пресс-служба.
"Газпром" силами дочернего ВНИИГАЗ разрабатывает ГОСТы — "Смеси сероасфальтобетонные дорожные, аэродромные и сероасфальтобетон" и "Серобетоны для транспортного строительства". Утвердить их планируется к 2015 году при поддержке отвечающей за строительство дорог госкомпании "Автодор", сообщают "Известия".
"Материал интересный и перспективный. Для сероасфальтобетона и серобетона идеальное применение — это дорожное строительство. Они могут обеспечить долговечную надежную работу дорожных объектов как при воздействии климатических факторов, так и со стороны транспортных средств", — заявил в комментарии изданию член научно-технического совета госкомпании "Автодор" Юрий Васильев.