Компания РЖД признала маршрут скоростного поезда "Сапсан" Петербург — Москва — Нижний Новгород бесперспективным. Через полтора месяца он будет отменен, а между каждой парой городов планируется запустить дополнительные поезда. По данным самого перевозчика, прямой пассажиропоток между Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом на "Сапсанах" крайне низок и составляет лишь 8%.
"Сапсан" перестанет курсировать по маршруту Петербург — Москва — Нижний Новгород в ноябре. Основная причина отмены поезда — тот факт, что лишь около 10% пассажиров следует транзитом. Также эксперты называют подом для отмены планы компании по созданию на Курском вокзале пункта досмотра пассажиров. Хотя сама идея даже в проекте смотрится невыгодно — досмотр пассажиров сразу двух транзитных поездов, которые прибывают с разных сторон в одно время, потребовал бы дополнительной платформы, что привело бы к изменению расписания десятков поездов.
Также РЖД не устраивают дополнительные расходы по подготовке поезда из Москвы в новый рейс, когда приходилось менять чехлы подголовников почти всех кресел. Вообще, сама идея использования этого поезда в качестве альтернативы не особо развитому авиасообщению была сомнительной с точки зрения цены, пишет Коммерсант. Цена билета на ночной поезд из Нижнего Новгорода в Санкт-Петербург на 30 сентября составляла от 1,6 тыс. руб. за плацкарту и от 4,2 тыс. руб. за купе, стоимость билета в "Сапсан" — от 5,3 тыс. руб. за экономкласс и от 9 тыс. руб. за бизнес-класс. При этом авиакомпания Utair, выполняющая рейсы между городами просит за билет 4,2-5,8 тыс. руб. Временная разница тут работает не в пользу "Сапсанов".
Напомним, эти поезда в России начали курсировать между Санкт-Петербургом и Москвой в 2009 году, а позднее был запущен дополнительный рейс из столицы России в Нижний Новгород. РЖД проводили реконструкцию инфраструктуры на направлении Москва — Нижний Новгород и инвестировали 9,49 млрд руб. До сих пор прямые составы между Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом совершают рейсы в вечернее время, делая остановки в Бологом, Твери, Москве и Владимире.
По данным Lenta.ru, за время эксплуатации "Сапсаны" принесли компании более 10 млрд руб., а заполняемость вагонов на маршрутах Москва-Петербург и Москва-Нижний Новгород составляет более 80% Одна беда — транзитники так и не дали о себе знать в приемлемом количестве. А ведь ради них все и затевалось .
При этом планируемый ОАО РЖД масштабный проект по строительству высокоскоростных магистралей (ВСМ) в регионах России останется в силе, отмечают эксперты. Проект ВСМ-1 предполагает строительство отдельной магистрали между Москвой и Петербургом. Скорость составов будет достигать 400 км/ч, время в пути между городами составит 2,5 часа. ВСМ-2 свяжет Москву, Владимир, Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург. Протяженность пути — 1,5 тыс. км, время в пути — до восьми часов. По словам гендиректора ОАО "Скоростные магистрали" (работающего с проектами ВСМ-1 и ВСМ-2) Дениса Муратова, на скоростных магистралях время в пути будет меньше, поэтому их строительство оправданно.
"По данным наших трафик-консультантов, сама возможность поездки между городами создаст дополнительный приток в миллионы пассажиров",- сообщил Коммерсанту Муратов. Помимо всего прочего, ВСМ-1 и ВСМ-2 строятся к чемпионату мира по футболу 2018 года, то есть получат активную господдержку. Интерес к проектам уже проявили китайские CRCC и CREC, немецкая Deutsche Bahn, корейская Hyundai Construction, испанская ADIF и французский Alstom, писал ранее Bigness.ru.
Сейчас компания РЖД занята разработкой будущего расписания поездов "Сапсан" и синхронизацией времени прибытия составов из Петербурга и Нижнего Новгорода в столицу для удобной пересадки пассажиров. "В настоящее время заканчивается разработка расписания движения поездов "Сапсан", которое позволит транзитным пассажирам делать пересадку в Москве и без спешки перемещаться с Курского вокзала на Ленинградский для продолжения поездки", — говорится в сообщении пресс-службы РЖД. Возможно, этот проект будет удачнее. Во всех отношениях.