Росавиация в ближайшее время примет решение о выдаче допусков на зимние чартеры. После авиакатастрофы 7 сентября, в которой погибла хоккейная команда "Локомотив", авиакомпании, использующие старые отечественные самолеты, разрешения на перевозки такого рода не получат. Таким образом, мелкие авиаперевозчики будут вынуждены вообще уйти с рынка. Хотя вряд ли это будет решением вопроса.
С инициативой о запрете на использование старых отечественных самолетов выступил Минтранс, говорится в материале газеты "КоммерсантЪ". Эти меры правительства в первую очередь могут ударить по авиакомпаниям "Татарстан", "Когалымавиа", "Газпромавиа", "Ямал", "Якутия", парк которых состоит в том числе из Як-40, Як-42, Ту-134, Ту-154, Ан-24 и Ан-26. Это предложение последовало сразу же после того, как президент России Дмитрий Медведев призвал резко ограничить число авиаперевозчиков в стране.
Ранее уже озвучивались возможные меры по выдавливанию с рынка мелких авиаперевозчиков. Федеральная антимонопольная служба в конце августа одобрила сделку по ходатайству финансовой дочки "Аэрофлота" о приобретении пакета 75% минус 1 голосующая акция ГТК "Россия". Эксперты считают, что ФАС максимально воспрепятствовала доминирующему положению объединенного авиаперевозчика "Аэрофлот-Россия" на маршруте Москва — Санкт-Петербург — Москва. При этом Минтранс поддержал идею главы "Аэрофлота" изменить систему выдачи новых разрешений на международные рейсы в пользу крупнейших авиакомпаний.
Также чиновники начали разработку системы субсидирования перевозок из крупных российских городов. При этом субсидии будут выдаваться исключительно крупным компаниям. Это поможет заинтересовать таких гигантов рынка, как "Аэрофлот" и "Трансаэро", в региональных перевозках. Сейчас они выполняются в основном небольшими авиакомпаниями, отмечает Lenta.ru.
Напомним, с 1 января 2012 года в России будет разрешено летать самолетам только с системой предупреждения столкновений. Кроме того, с 2012 года выполнять перевозки более чем по трем направлениям смогут компании, у которых есть больше 5 самолетов, а по 5 направлениям — более 10 однотипных самолетов, причем в каждом из них должно быть больше 50 посадочных мест.
Инициативы Минтранса могли быть и другими, но после авиакатастрофы 7 сентября, в которой погибла хоккейная команда "Локомотив", меры будут приниматься незамедлительно. На сегодняшний день по абсолютному показателю авиакатастроф Россия занимает 2-е место в мире, уступая лишь США. По данным экспертов, за всю историю гражданской авиации в России произошло 1040 катастроф, в которых погибли около 13 тыс. человек. По количеству происшествий на душу населения это самый высокий показатель в мире, и с этим надо что-то делать в ближайшее время.
В предложении Минтранса до последней катастрофы звучали призывы создать межведомственную комиссию из чиновников Минэкономики, Минтранса, ФАС, Росавиации, Минспортуризма и Ростуризма, а право на международные перевозки выдавать в первую очередь эксплуатантам современной отечественной техники, обладающим сертификатом по безопасности IATA — IOSA, отмечал Bigness.ru.
Бывший заместитель министра гражданской авиации СССР, президент Фонда содействия развитию гражданской авиации Олег Смирнов заявил, что авиация для России — стратегическая сфера, без которой не может существовать столь крупное государство. Так как Россия входит в Международную организацию гражданской авиации, ответственность за любые авиапроисшествия несет государство, а не компании или предприятия. По его словам, предложенные меры по сокращению малых авиакомпаний и переходу на иностранную технику не приведут к реальным изменениям, пишет Firstnews.ru. Количество происшествий с самолетами, теплоходами, спутниками и поездами говорит о глубоком системном кризисе, который дальше игнорировать нельзя. Слишком велика цена, которую мы платим за бардак в этой отрасли.