Российское зерно, поставляемое на экспорт, застряло на подходе к порту Новороссийск. Запрет на железнодорожные поставки был введен еще в субботу, а в среду он был продлен еще на почти на неделю. Инфраструктура не справляется с потоком зерна, что усиливает сомнения в надежности российских поставщиков, которые пока выглядят выигрышно в ценовой конкуренции.
С июля Россия вновь открыла экспорт зерна. Скептики предрекали новую борьбу за рынки сбыта российского зерна, однако демпинг снял этот вопрос с повестки дня. И поставил другой, который РФ не может решить уже долгие годы: транспортная и зерновая инфраструктура отстает от экспортных возможностей страны.
На пути в главный зерновой порт страны, Новороссийск, застряли 40 поездов из 3600 вагонов. Из них 2100 единиц направляются на Новороссийский зерновой терминал и 1500 — на Новороссийский комбинат хлебопродуктов.
В связи с этим РЖД временно прекратили погрузку зерна в вагоны в направлении Новороссийска. Конвенция введена "в связи с массовым поступлением вагонов-зерновозов и во избежание дальнейшего накопления и непроизводительного простоя вагонов в ожидании выгрузки", говорится в сообщении РЖД.
"Спрос на российскую пшеницу подскочил после истечения сроков запрета на экспорт 1 июля, что оказало большое давление на ветхую инфраструктуру советской эпохи. Покупатели с энтузиазмом скупали российскую пшеницу, пренебрегая американскими экспортерами, чья пшеница продается по более высокой цене", — констатирует The Wall Street Journal.
Издание оценивает это как шанс для придавленных неожиданным ростом российского экспорта американских производителей. "Этот шаг, сделанный через два месяца после того, как Россия сняла запрет на экспорт зерна, дает американским производителям зерновых возможность вновь заявить о себе на мировом рынке", — отмечает журнал.
Стоит отметить, что перегруз порта и подходных путей связан не только с увеличением объемов экспорта зерна. Проблем добавили плохие погодные условия, которые внесли свои коррективы в график подхода судов и режим погрузки.
По данным компании "Трансагент", которые приводит "Совэкон", отгрузки зерна из Новороссийска в августе составили 1004,1 тыс. тонн против 830,4 тыс. тонн в июле. Причем рост объемов отгружаемой пшеницы был не очень значительным — с 830,4 тыс. тонн в июле до 856,9 тыс. тонн в августе.
Основной прирост дал ячмень — 147,15 тыс. тонн. В июле отгрузка данного товара не производилась вообще.
В связи с конвенцией изменил свой августовский прогноз Зерновой союз, объединяющий крупных экспортеров. Если в начале месяца прогнозировался экспорт в 3-3,5 млн тонн, то реально отгруженные объемы могут не превысить и 3 млн тонн.
Экспортеры ищут альтернативные пути поставок. Вчера стало известно о том, что после четырехлетнего перерыва возобновил работу зерновой терминал в латвийском порту Вентспилс. Там переваливают казахское и российское зерно, которое уже пришло в Латвию.
Как сообщает агентство DJ, порт заключил контракты на обработку 700 тыс. тонн экспортного зерна, которое в основной своей массе пойдет в страны Северной Африке.
Еще один вариант нашло правительство Татарстана. Ячмень из республики перевозится баржами по Волге и далее через Каспийское море уходит зарубежным поставщикам. Объемы таких поставок пока невелики. По данным "Татар-Информ" на 27 августа речным транспортом было вывезено 20 тыс. тонн ячменя. Можно было бы и больше, однако сказывается нехватка судов.
Между тем, сентябрь обещает быть еще более жарким месяцем для экспортеров. По данным аналитического отдела "Русагротранса" на сентябрь только по официальным тендерам заключено контрактов больше чем на 1 млн тонн.
В среднем на тонну зерна по гостендерам приходится 3 млн тонн по другим контрактам. Таким образом, в сентябре в порты будет направлено 2,8 — 3 млн тонн при максимальных мощностях по отгрузке из южных портов (Новороссийска, Туапсе и малых портов) в 2,7 тонн.