равление ФСТ России принято решение об одновременной индексации тарифов на услуги по транспортировке нефти по системе магистральных трубопроводов ОАО "АК "Транснефть" с 1 сентября 2011 года и с 1 ноября 2011 года. Это сделано с целью создания предсказуемых тарифных условий в этой части рынка и обеспечения привлекательности поставок российской нефти в европейские страны.
Эксперты считают, что данная мера может напрямую отразиться на ценах на бензин. За последние два года это не первый случай подорожания услуг трубопроводной монополии за последние два года. В минувшем году тарифы на транспортировку нефти в РФ увеличивались трижды: с 1 января — на 15,9%, с 1 августа — на 3,3%, с 1 декабря — на 9,9%, пишут Новые Известия.
Руководство "Транснефти" отметило, что принятие решения об индексации с 1 сентября 2011 года тарифов на услуги по транспортировке нефти по системе магистральных трубопроводов обосновано необходимостью покрытия возникших у ОАО "АК "Транснефть" в 2011 году дополнительных расходов по регулируемому виду деятельности. Компания подчеркнула необходимость увеличения финансирования Комплексной программы диагностики, технического перевооружения, капитального ремонта и развития объектов магистральных трубопроводов ОАО "АК "Транснефть", увеличение финансирования мероприятий по повышению антитеррористической защищенности и рост дополнительных расходов, возникающих вследствие ввода в эксплуатацию части объектов трубопроводной системы БТС-2.
Все предыдущие повышения способствовали тому, что на текущий момент общий рост тарифов составил более 30%. Нефтяники были не слишком довольны такими действиями, так как, по мнению аналитиков, "оказались заложниками монополии, и приватизации "Транснефти", которая могла бы приостановить рост цен на услуги и создать конкуренцию в трубопроводной сети, в обозримом будущем не предвидится". Подобная ситуация может привести к тому, что нефтяные компании станут активнее применять альтернативные способы транспортировки. Но тут дело в ценовых параметрах. При этом, одной из причин повышения тарифов компания было названо снижение плана по грузообороту нефтепроводов.
Это, в целом, неудивительно — компания уже заложила в планы более высокие темпы роста тарифов на услуги ОАО "АК "Транснефть" по транспортировке нефти в направлении порта "Приморск", средние для направления экспорта через трубопроводные системы Дружба и ВСТО, минимальные для черноморских направлений. Также ниже среднего уровня предлагается проиндексировать стоимость маршрутов на российские НПЗ. Исходя из предлагаемого варианта проведения 2-х этапной индексации будут выровнены среднегодовые экономические показатели поставки российской нефти по основным экспортным маршрутам. На сегодняшний день рост тарифов на услуги ОАО "АК "Транснефть" составляет 2,85%, а с 1 ноября 2011 года вырастет в среднем на 5,0%.
При этом ФСТ России отмечает, что дополнительных индексаций тарифов на услуги ОАО "АК "Транснефть" в 2012 году не планируется. Напомним, "Транснефть" располагает крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов (куда, в том числе, входит и знаменитый нефтепровод "Дружба"), длина которой составляет 47 455 км, а также сетью нефтепродуктопроводов, ранее принадлежавших "Транснефтепродукту", длиной 19 476 км. В распоряжении компании находятся 1066 резервуаров емкостью около 16 млн. куб. м, 400 нефтеперекачивающих станций. В среднем повышения такого рода не должны были превышать величину инфляции, так как весной правительство объявляло о сдерживании роста тарифов на услуги естественных монополий на уровне инфляции в ближайшие три года.
Как пояснил "Новым Известиям" аналитик Григорий Бирг, "повышение тарифов "Транснефтью" выглядят обоснованно", но следует быть готовыми к тому, что топливо до конца года подорожает не менее чем на 10-15%, "и в этом будет слагаемая высоких тарифов Транснефти". Хотя фактор вряд ли будет решающим, поскольку "значительно большее влияние оказывает макроэкономическая ситуация и сохраняющиеся высокие цены на нефть на мировом рынке". Таким образом, четвертое повышение тарифов на транспортировку нефти незамеченным остаться уже не может.