Московский арбитражный суд привлек к административной ответственности ОАО "МегаФон" за утечку SMS-сообщений. Сумма штрафа оказалась символической — 30 тыс. рублей для компании подобного уровня не деньги. При этом в соответствии с законодательством данное решение может быть обжаловано в апелляционном суде в течение 10 дней.
Небольшой размер штрафа объясняется тем, что иск подал Роскомнадзор именно в связи с нарушением лицензионных условий: оператор не обеспечил тайну связи, допустив распространение в Интернете SMS-сообщений абонентов. За подобное нарушение административное наказание для юрлиц может быть установлено в виде штрафа от 30 до 40 тыс. руб., пишет "Финмаркет".
Представитель "МегаФона" сразу после судебного заседания комментировать решение суда не стали, сославшись на то, что им необходимо ознакомиться с мотивировочной частью судебного акта. Напомним, проблема произошла в сети Интернет, а не в сети связи "МегаФона", была незначительной и составила около 3 тыс. SMS.
Специалисты компании достаточно оперативно решили технические вопросы, связанные с этой утечкой и уже в первые сутки после происшествия начали реализацию компенсационных мер. Любой абонент мог обратиться в компанию и уточнить, попало ли его сообщение в свободный доступ.
Также компания объявляла о том, что может предоставить абонентам, чьи номера имели отношение к инциденту с публикацией в "Яндексе" информации об SMS, бонусные SMS или минуты разговора, отмечает РИА Новости.
Для получения бонусного пакета абоненту необходимо позвонить по телефону контактного центра или обратиться в офисы оператора, чтобы проверить, была ли информация о его мобильном номере размещена в открытом доступе на сайте поисковой системы. Если номер имел отношение к инциденту, абонент должен обратиться с соответствующим заявлением в ближайший офис "Мегафона" и выбрать либо бонусные SMS, либо бонусные минуты. Как отметили в компании, количество SMS и минут разговора определяется для каждого абонента индивидуально и в зависимости от региона.
Как писал в июле Bigness.ru, председатель союза потребителей России Петр Шелищ заявил, что организация может выступить с иском в защиту абонентов "Мегафона", чьи SMS-сообщения были опубликованы в Интернете. По его словам, "основания для иска, безусловно, есть, поскольку была опубликована персональная информация. Это также противоречит договору между абонентом и компанией". Хотя сами абоненты довольно спокойно отреагировали на произошедшее и в основном выразили мнение, что судиться по этому поводу — напрасная трата времени и сил, так как подобная неприятность — не повод обеспечивать себя дополнительной беготней по инстанциям.
Аналитик "Инвесткафе" Илья Раченков считает, что "наказание, которое понес Мегафон, можно без сомнений назвать символическим, и, конечно, сумма штрафа ничтожна по сравнению с финансовыми показателями компании. Впрочем, это были иск административного органа — Роскомнадзора, и далее могут последовать иски пострадавших от утечки данных в переписке лиц. Тем не менее, я не думаю, что это создает существенные юридические риски для Мегафона: в России пока слаба судебная практика по подобным спорам. Кроме того, даже при самом неблагоприятном исходе событий, я уверен, что у Мегафона хватит свободных средств, чтобы компенсировать возможные убытки истцов — ведь большей частью сообщения касались личной жизни, не интересующей потенциальных злоумышленников".
Напомним, заявление Роскомнадзора поступило в суд 21 июля. В "Мегафоне" заявили, что часть ответственности за появление текстов SMS-сообщений в открытом доступе лежит также на "Яндексе", поэтому необходимо расследование, цель которого — понять и разобраться, почему SMS-сообщения оказались в публичном доступе. Но штраф в 30 тыс. руб. — это совершенно номинальная плата за неприятности такого рода. Могло быть все гораздо хуже.