Российская гражданская авиация в скором времени может остаться не только без отечественных самолетов, но и без русских пилотов. Перевозчики уже испытывают дефицит кадров, а парки авиакомпаний обновляются иностранными самолетами, для эксплуатации которых требуется знание технического английского и обучение в соответствующих центрах.
"В 2010 году 83% объема пассажирооборота отечественных авиаперевозок выполнено на самолетах западного производства (ни в одном государственном плане эта цифра не фигурировала). В 2011 году потребности российских авиакомпаний принудят их к привлечению еще около 60-70 иностранных самолетов, что приведет к росту этого показателя до 90%. А на горизонте маячит 100%", - говорит в комментарии "Регионам России" президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта "Партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.
По расчетам замминистра транспорта Валерия Окулова авиакомпаниям России до 2025 года потребуется 1,6-1,8 тыс. самолетов. Для пилотирования этих машин потребуется подготовить более десяти тысяч пилотов, отмечает "Независимая газета".
При этом система подготовки гражданских пилотов России уже давно отстает от потребностей рынка. Средний возраст летного состава гражданской авиации страны превысил сорок лет.
В России объемы перевозок растут на 20-30% ежегодно. Это существенно выше объемов роста мирового рынка, который составляет 6% в год. По данным Росавиации, уже в 2010 году объем авиаперевозок в стране превысил показатель 2008 года на 26,2%. С начала 2011 года рост в квартальном исчислении составил 10,1%.
Определенный дефицит пилотов ощущается во всем мире, однако в России эта проблема может приобрести катастрофический характер, предупреждают эксперты.
И если кадровые проблемы в некоторых низкооплачиваемых секторах еще можно с видимыми натяжками попытаться объяснить нежеланием населения перебиваться с хлеба на воду, то возможность стать летчиком по-прежнему является привлекательной для массы молодых людей. Тем более, что уровень зарплат даже молодых пилотов исчисляется тысячами долларов, что является неплохим уровнем и для самых богатых регионов страны.
Но за штурвалом самолетов, перевозящих российских пассажиров, вскоре могут оказаться экипажи иностранцев. И в этом тоже есть своя финансовая логика.
"В настоящий момент российские авиакомпании имеют право нанимать только российских граждан и граждан Белоруссии - такова государственная политика. В случае если Россия разрешит нанимать в штат иностранцев, российские пилоты окажутся в условиях серьезной конкуренции, что приведет к снижению уровня зарплаты. Однако авиакомпании могут значительно выиграть за счет снижения издержек. Я считаю, что рано или поздно Россия все-таки позволит иностранным пилотам работать в России, пусть и с некоторыми ограничениями", - прогнозирует гендиректор литовской AviationCV Скаисте Кнызыйте в интервью НГ.
"На сегодняшний день отечественный авиапром, которому многие десятилетия аплодировал весь мир, доведен до того, что не в состоянии обеспечить наши авиакомпании достаточным количеством конкурентных самолетов. Наша инновационная сфера экономики, коей является самолетостроение, рухнула, и Россия, переходя на массовую эксплуатацию боингов, эрбасов, успешно обеспечивает дополнительными рабочими местами инновационные сферы США и стран Европы, к величайшему их удовольствию", - констатирует Олег Смирнов.