Федеральная антимонопольная служба на прошлой неделе одобрила сделку по ходатайству финансовой дочки «Аэрофлота» о приобретении пакета 75% минус 1 голосующая акция ГТК Россия. Эксперты считают, что ФАС максимально воспрепятствовала доминирующему положению объединенного авиаперевозчика Аэрофлот-Россия на маршруте Москва-Питер-Москва. При этом Минтранс поддержал идею главы «Аэрофлота» изменить систему выдачи новых разрешений на международные рейсы в пользу крупнейших авиакомпаний.
Это решение было опубликовано 19 августа 2011 года на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы. Сделка в таком виде сводится к предписанию ФАС не допустить доминирующего положения объединенного авиаперевозчика Аэрофлот-Россия на маршруте Москва-Питер-Москва путем уступки или обмена на паритетной основе частот (слотов), составляющих не менее 16% от совокупного объема пассажирских перевозок другим авиаоператорам, не входящим Группу компаний авиаперевозчиков Аэрофлот-Россия.
Аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин считает, что скорее всего «проблема между Аэрофлотом, Россией и ФАС разрешится в досудебном порядке, так как, принимая решение ограничить совокупную долю перевозок тандема Аэрофлот-Россия, антимонопольная служба не учла конкуренцию со стороны остальных игроков рынка пассажирских перевозок. Ведь помимо воздушных путей, к примеру, есть сухопутный авто- и железнодорожный транспорт».
«Аэрофлот», тем не менее, четко блюдет свои интересы. Напомним, генеральный директор ОАО «Аэрофлот» Виталий Савельев был назначен в 2011 году председателемсовета директоров ОАО «Россия» (ФГУП ГТК «Россия»). Соответственно, «Аэрофлот» получил не только доступ к рычагам управления активами ГТК России, но и возможность продавливать свои глобальные интересы. Как уже писал Bigness.ru, совет директоров авиакомпании утвердил увеличение пассажиропотока к 2025 году до 70 млн человек. Для реализации столь честолюбивых планов перевозчику потребуется увеличить к 2025 году авиапарк до 500-550 транспортных единиц.
При этом Савельев уже 26 июля внес свои предложения по новым критериям для авиакомпаний при распределении международных рейсов. Он предлагал распределять новые выгодные международные направления, исходя из доли рынка авиакомпании и ее оборота. Кроме того, глава «Аэрофлота» предлагал создать межведомственную комиссию, которая
будет более «прозрачно», нежели Росавиация, распределять новые рейсы, сообщил Коммерсант.
19 августа 2011 года был опубликован проект документа Минтранса РФ «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 4 февраля 2003 года №11», нормами которого устанавливается, что для выполнения регулярных воздушных перевозок пассажиров авиаперевозчику нужно иметь не менее 3 воздушных судов для регулярных коммерческих перевозок, осуществляемых между тремя и более субъектами РФ.
При регулярных международных воздушных перевозках эксплуатант должен обеспечить наличие не менее 20 самолетов. Этим критериям в России отвечают не слишком много авиакомпаний, поэтому самые выгодные маршруты получат именно «Аэрофлот» и «Трансаэро». Сам Минтранс в результате предложил создать межведомственную комиссию из чиновников Минэкономики, Минтранса, ФАС, Росавиации, Минспортуризма и Ростуризма, а право на международные перевозки выдавать в первую очередь эксплуатантам современной отечественной техники, обладающим сертификатом по безопасности IATA - IOSA.
Эти меры, как считают аналитики, являются абсолютно нерыночными, но смогут простимулировать покупку отечественных самолетов российскими компаниями, что является прямым интересом государства. По мнению Маркина, «позитивный новостной фон, складывающийся на сегодня вокруг Аэрофлота, делает бумаги эмитента интересным инструментом для спекулянтов. Если же говорить о привлекательности акций Аэрофлота в среднесрочной перспективе, напомню, что целевая цена составляет 97 руб. с потенциалом роста в 82% от текущих значений.
Я считаю, что в свете последних событий вокруг авиакомпании, грядущей приватизации Аэрофлота, а также с учетом планов перевозчика по увеличению пассажиропотока до 70 млн человек, с большой долей вероятности можно утверждать, что авиаоператор стремится к господству в воздушном пространстве над прочими авиакомпаниями в РФ, при этом в операционной деятельности Аэрофлота очень заметно присутствие государства.
Стоит помнить, что РФ может не спешить с продажей контрольного пакета акций. Одной из причин этого станет то, что в 2018 году ожидается увеличенный пассажиропоток в связи с чемпионатом мира по футболу, который пройдет в России. Не исключено, что государство постарается выжать из Аэрофлота максимум, попутно повышая его реальную стоимость и привлекательность актива как такового».