Рынок корпоративной аренды жилья в Москве в последние годы стал активно востребованным со стороны международных корпораций и посольств. Доля корпоративных арендаторов в 2009 года составляла порядка 60% от общего количества клиентов. По итогам 2010 года их процент вырос до 75%, а за первое полугодие 2011 года - до 80-82%. Тем не менее его перспективы остаются туманными.
Специалисты ведущего оператора на рынке жилой и коммерческой недвижимости Penny Lane Realty проанализировали рынок корпоративной аренды жилья в столице. Эксперты пришли к выводу, что заявки на аренду жилья поступают, в основном, от крупных международных компаний, работающих в нефтеперерабатывающей сфере, банковском секторе, а также от посольств.
Чаще всего клиенты обращают внимание на такие параметры, как юридическая чистота квартиры, пешая доступность до офиса для одиноких арендаторов, привязка к школе и детскому саду для семейных нанимателей, новый дом (не старше 5-10 лет), безопасность (огороженная территория, видеонаблюдение, консьерж). То есть речь идет чаще всего о домах, построенных в последние годы.
Генеральный директор Penny Lane Realty Георгий Дзагуров отметил, что «для крупных компаний, арендующих жилье для своих сотрудников, чрезвычайно важна юридическая чистота квартиры. На объекте не должно быть никаких обременений, ипотеки, раздела имущественных прав. Поэтому практически все корпорации запрашивают справку из ЕГРП, которая показывает, кто является собственником и нет ли обременений в виде залога, ипотеки и т.д.»
По данным компании, многие офисы международных компаний располагаются в центре, соответственно требование пешей доступности до работы вполне оправдано, особенно если арендатор планирует проживать один. Если же иностранный работник переезжает в Россию с семьей, тогда вопрос образования детей становится более приоритетным, чем быстрая дорога до офиса. Становится понятно, почему многие иностранцы селятся в Покровском-Глебово и окрестных районах, где находится англо-американская школа, на Чистых Прудах - рядом французская школа в Милютинском переулке, в юго-западном округе располагаются сразу несколько школ - итальянская, японская, шведская, финская.
Востребованность современных новостроек объясняется тем, что они привлекают корпоративных арендаторов своей новизной, свежим ремонтом и характеристиками - просторными квартирами, холлами, чистыми подъездами и охраняемой территорией. Среди иностранцев встречаются и любители домов «с историей». В основном, это одинокие европейцы, но количество таких клиентов гораздо меньше, отмечает эксперт.
Отдельное внимание уделяется безопасности - главному фактору для тех, кто приезжает в незнакомую страну. И любой работодатель, предоставляющий жилье для своих сотрудников, стремится обеспечить им максимум комфорта. Поэтому огороженная территория, домофон, консьерж, а в идеале и видеонаблюдение, являются первостепенными требованиями к съемным квартирам. Статистика показывает, что в Россию по рабочим контрактам приезжают как одинокие, так и семейные арендаторы (50 на 50%). При этом в 15% случаев семья состоит только из супружеской пары, а 35% имеют детей.
Аналитики компании подчеркивают, что японцы и американцы, как приверженцы традиционных семейных ценностей, предпочитают проживать в различных компаундах, где можно встретить множество их соотечественников. В качестве примера можно привести поселок «Росинка», «Сетунь», «Покровские Холмы» - для американцев и Park Place - для японцев.
Стоимость квартир варьируется в зависимости от запросов. У одиноких иностранцев популярны однокомнатные студии в центре Москвы по цене $2500-$3500. Бюджет у семейных арендаторов выше, но в основном они предпочитают выбирать квартиры средней ценовой категории стоимостью $3000-$6000 в месяц. А вот аренда апартаментов для топ-менеджмента начинается от $10000.
«Многие собственники предпочитают работать именно с корпоративными клиентами, ведь для них это означает ряд неоспоримых преимуществ. Договор, заключенный с известной международной компанией, гарантирует, что плата за аренду квартиры будет своевременной. Кроме того, крупные холдинги всегда нуждаются в жилье для сотрудников, а значит, квартира не будет простаивать после съезда арендатора. Кроме того, владельцы благосклонно относятся к работникам посольств. Контракт, заключенный с сотрудником дипломатической миссии, обычно рассчитан на срок от двух лет. Это означает, что поисками нового арендатора можно будет заняться еще нескоро. Однако, учитывая нестабильную экономическую ситуацию в США, прогнозировать дальнейший рост спроса со стороны корпоративных арендаторов проблематично, - Причем это касается не только американских компаний. Ведь экономика Соединенных Штатов оказывает влияние на финансовую ситуацию во многих странах мира» - резюмирует Дзагуров.