В России необходимо создать мегарегулятора электроэнергетической отрасли. На это указывается в докладе экспертной группы по реформе электроэнергетики, которую возглавляет первый вице-премьер Игорь Шувалов. За последние годы произошел рост цен на энергию в два раза, при этом уровень обслуживания потребителей качественно не изменился.
Как сообщает РБК daily, на ссылкой на содержание доклада, его авторы полагают, что реформа отечественной энергетики, зачинателем которой стал последний глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс, была осуществлена успешно. В результате, транспортировка электроэнергии была отделена от производства, РАО "ЕЭС России" было разделено, появились генерирующие, сетевые и сбытовые компании.
Региональные генерирующие компании были проданы инвесторам, которые глубоко вошли в отрасль. По мнению авторов доклада, электроэнергетику удалось реструктурировать без потери управляемости. В отрасль пришли значительные инвестиции.
К слову, постоянное наращивание тарифов компаниями увязывается с выполнением инвестиционных программ. Вместе с тем, инвестиции в российскую электроэнергетику более прибыльны, чем вложения в другие сектора, утверждают эксперты журнала "Финанс".
Этому содействовало непосредственно правительство, по инициативе которого с марта 2010 года новые мощности получили 70-100% возврата капитала, инвестируемого в них, в течение 10 лет. В результате доходность повысилась в 2 раза по сравнению с западными аналогами, а возврат капитала осуществляется по ставке 14% годовых.
Как утверждают авторы доклада, отсутствие стимулов и негативная оценка перспектив бизнеса заставили частных инвесторов начать распродажу своих энергетических активов. Все это, по мнению авторов доклада, стало следствием, в частности, неэффективного регулирования и незавершенности реформы. Продолжать реформу электроэнергетики предлагается созданием макрорегулятора, который по аналогии с ныне успешно реформированным отвечал бы за развитие отрасли в целом.
Отсутствие целостного регулирования является причиной проблем российской энергетики, сектор управляется набором различных министерств, ведомств, некоммерческих партнерств и акционерных обществ.
Так, нормативным управлением занимается Минэнерго, диспетчеризацией - "Системный оператор", торговлю электроэнергией организовывает "Совет рынка", вопросами развития отрасли ведает Минэкономразвития, тарифообразование находится в ведении Федеральной службы по тарифам (ФСТ), а на местах свои коррективы вносит Министерство регионального развития, отмечает издание.
Как говорится в докладе, решения регулятора не могут быть подчинены только соображениям макроэкономической стабильности. Уровни цен/тарифов, надежности, эффективности и конкуренции в электроэнергетике связаны слишком тесно. В ведение мегарегулятора также могут быть отданы вопросы развития инфраструктуры.
При этом опрошенные изданием участники рынка считают, что данная идея является имеет немного перспектив на реализацию.
"Идея мегарегулятора не нова, и верится в его создание с трудом. Раньше все эти функции несло на себе РАО "ЕЭС России", потом они были перераспределены, теперь их никто не отдаст", - цитирует газета одного из своих собеседников.
18 января глава правительства России Владимир Путин заявил, что повышение тарифов в жилищно-коммунальной сфере не должно превышать 15%.
По его словам, реальные доходы населения должны опережать этот рост и этот процесс должен контролироваться местными властями, так как "сфера ЖКХ - это прежде всего ответственность регионов и муниципалитетов".
В феврале чиновники сформулировали план сокращения доходов энергокомпаний примерно на 65 млрд рублей. При этом предлагается сокращать выполнение инвестпрограмм компаниями, а неэффективные энергораспределительные компании (МРСК) отдать в управление иностранным инвесторам.