Наступающей осенью Минтранс России может внести в Госдуму законопроект о ратификации Монреальской конвенции. Это международное соглашение повышает ответственность авиакомпаний на международных рейсах, а также снимает ограничения по компенсациям за потери багажа или гибели клиентов. Повысить страховые выплаты могут и на внутренних линиях РФ.
Как напоминают "Известия", даже летящие за границу в одном самолете россияне и иностранцы имеют разные права на компенсацию. С 1999 года представители уже 100 государств руководствуются Монреальской конвенцией.
В соответствии с этой Конвенцией пассажир может рассчитывать на значительные материальные компенсации за вред, причиненный его жизни и здоровью, и получить их по упрощенной процедуре, а не по такой затяжной, как это предусмотрено Варшавской конвенцией 1929 г., через суд, которая может тянуться годами.
Россия пока остается одной из немногих стран, продолжающих формально руководствоваться положениями Варшавской конвенции, принятой в далеком 1929 году.
На заре эры пассажирских авиасообщений определялся самый общий режим ответственности авиаперевозчиков в случае происшествий при перевозках пассажиров, багажа и грузов и установил предел ответственности авиаперевозчика в 20 тысяч долларов. Также Варшавская конвенция вообще не предусматривает какого-либо возмещения за задержку рейса.
Никаких глобальных последствий для страхового рынка не видит президент Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС), заместитель генерального директора "АльфаСтрахования" Илья Кабачник.
Реальных ситуаций, когда выплаты производятся в соответствии с Варшавской конвенцией, сейчас уже практически не существует, констатирует Кабачник.
Ее нормы являются давно устаревшими, и адвокаты потерпевших изыскивают возможности их обойти, однако это достаточно трудоемкий процесс. Более высокое покрытие закладывают и авиакомпании. Для полетов в европейские страны минимальный лимит ответственности авиакомпании сейчас установлен в размере около $300 тыс. на одного пассажира.
Монреальская конвенция регулирует только международные перевозки. На внутреннем рынке родственникам погибших в авиакатастрофах выплачивают страховое покрытие в размере 2 млн рублей, как предписывает Воздушный кодекс РФ.
Минтранс рассматривает возможность увеличения этого лимита до четырех миллионов рублей, а также распространения подобных выплат и на другие виды транспорта.
Правительство РФ планирует расширить уровень страхового покрытия в 2 млн рублей на все виды пассажирского транспорта РФ. Об этом сообщил вице-премьер Сергей Иванов.
"В начале сентября на правительственной комиссии по транспорту и связи мы рассмотрим целый комплекс предложений по усилению ответственности перевозчиков на всех видах транспорта. Надеюсь, что уже в сентябре эти поправки будут отправлены в Думу", - цитирует Иванова Финмаркет.
Он напомнил, что минимальный лимит страховых выплат в размере 2 млн рублей касаются только случаев гибели пассажиров авиационного транспорта. "Новые поправки будут касаться любых перевозок - и речным транспортом, и автомобильным транспортом, в частности, межрегиональных автобусных перевозок", - подчеркнул вице-премьер, упомянув и о частых автобусных авариях.
Как считает вице-премьер, выросший уровень компенсаций заставит страховые компании быть более придирчивыми к перевозчикам.
"Если бы в случае с "Булгарией" действовали современные нормальные цивилизованные правила страхования, то ни одна бы страховая компания не заключила бы в отношении этого теплохода страховой договор, и он бы просто не смог заниматься перевозками", - подчеркнул С.Иванов.