На смену кризисам на финансовых рынках идут кризисы правительственных финансов. В этом уверен профессор экономики Гарвардского университета, старший научный сотрудник Hoover Institution Роберт Барро. Долги правительств и региональных властей растут, ипотечно-финансовый кризис сменился кризисом государственных долгов.
Как отмечает на страницах The Financial Times Роберт Барро, первый финансовый кризис был связан с рынком недвижимости, сниженными стандартами предоставления кредитов жилищным заемщиками и действиями Fannie Mae and Freddie Mac. Однако эти ошибки уже повторятся, уверен эксперт.
При этом продолжение политики количественного смягчения Барро считает ошибкой. Стимулирование экономики США $800 млрд в духе кейнсианской практики правительственными расходами не принесли перелома, однако в значительной степени увеличили бюджетные проблемы.
Теперь необходимо обратить пристальное внимание на проблемы с бюджетом в слабых странах еврозоны, дефицит средств у правительств американских штатов, которые не столкнулись с серьезными трудностями при выплате пенсий и медицинской страховки.
Такое положение толкает правительство к повышению налогов, однако это обернется замедлением роста экономики. В целом специалист транслирует точку зрения республиканцев на пути выхода из кризиса.
Как полагает эксперт, "мы нуждаемся в резком сокращении расходов программ, начатых или расширенных Обамой и его экстравагантным предшественником Джорджем Бушем".
В первую очередь, следует повысить возраст получателей социальных льгот. Также необходимо избавиться от преференций по выплатам ипотечных кредитов и внезарплатных льгот работников.
Также необходимо подумать об увеличении долгосрочного федерального дохода. При этом надо освободить частный сектор от неэффективных в плане получаемых финансовых средств доходов.
По этим соображениям Барро предлагает обнулить ставки налога с прибыли фирм и налога на наследство. Основным источником фискального пополнения бюджета должны стать косвенные налоги с плоской шкалой.
По этой причине следует понизить ставки налога на предельные доходы и обратить внимание на НДС, считает Барро.
Напомним, что первого августа конгрессмены и правительство США все-таки договорились о повышении лимита государственного долга страны под угрозой снижения долгосрочного рейтинга страны. Конфликт между демократами и республиканцами мог не только привести к выборочному техническому дефолту, но и вызвать резкий взлет ставок по ипотеке и другим кредитам, что резко ухудшило бы положение закредитованного населения.
Что касается других проблемных стран, то внимание экспертов обращено на Великобританию, где госдолг продолжает расти (88,5% ВВП) на фоне стагнации экономики (рост на 0,2% во втором квартале).
Щедрая к мигрантам Франция также в долгах - 97,3% к ВВП с дефицитом бюджета в 5,6% Госдолг Австрии составляет 80%, дефицит бюджета - 3,7%. В Нидерландах государственный долг достигает 74,3% от ВВП, дефицит бюджета - 3,7%. Всё это страны, которым присвоен высший рейтинг ААА.