В Болгарии начинается топливный кризис из-за конфликта с компанией Лукойл, который контролирует единственный нефтеперерабатывающий завод в стране "Лукойл Нефтохим Бургас". София распечатала государственные резервы и обещает найти других поставщиков топлива. Ранее болгары отказались от сотрудничества с российской стороной и в других энергетических проектах.
26 июля болгарской стороной было принято решение об аннулировании лицензии на хранение топлива для "Лукойла".
Конфликт возник из-за требования Софии установить приборы учета топлива, которые необходимы для определения величины акцизов. Государственные органы полагают, что отсутствие приборов учета может привести к контрабанде топлива.
Российская компания попросила отсрочки до конца года, болгарские компетентные органы начали проверку НПЗ. В ответ компания решила повысить оптовые цены на топливо, но София решила идти в конфликте до конца, отказавшись от переговоров с прибывшим в столицу балканской страны представителем "Лукойла".
31 июля "Лукойл Болгария" официально сообщил о прекращении поставок дизельного топлива Болгарским железным дорогам. Компания задолжала поставщику 2,5 млн левов, что и стало основным поводом к прекращению поставок топлива.
По уверениям болгарской стороны запасов топлива хватит на 160 дней. За это время якобы планируется найти сторонних поставщиков топлива, контракты с которыми, как уверяют в Софии, обойдутся дешевле.
Потери "Лукойла" от этого конфликта могут быть довольно существенными. Завод должен остановить работу в течение ближайших полутора суток. При этом болгарский НПЗ является крупнейшим на Балканах — 9,8 млн тонн переработанной нефти в год (9% общего объема переработки компании).
При этом завод обеспечивал порядка 50%-70% потребностей страны в моторном топливе и 30-40% — в сжиженном газе. Учитывая долю рынка можно предполагать, что болгарам этот конфликт также обойдется недешево.
Стоит отметить, что София в последнее время целенаправленно избавляется от совместных с российскими компаниями энергетических проектов.
В начале июля стало известно о том, что "Транснефть" изучает варианты поставок нефти в обход Болгарии. Об этом заявил глава компании Николай Токарев, комментируя ситуацию вокруг строительства нефтепровода Бургас — Александруполис. София наращивает долги по проекту и медлит с экоэкспертизой.
В 2009 году к власти в Болгарии пришло правительство Бойко Борисова. У проекта сразу возникли трудности в виде экологических рисков, которые, как полагает ряд аналитиков, являются эвфемизмом неудовольствия финансовыми условиями сделки.
"Болгарию не устраивают условия, по которым после строительства нефтепровода Бургас — Александруполис, где российскому трубопроводному консорциуму принадлежит 51%, а Болгарии и Греции — 49%, она будет получать лишь плату за транзит нефти", — полагает аналитик "Инвесткафе" Анастасия Соснова.
Завис и еще один российский энергетический проект — строительство атомной станции в Белене. Подписание вот уже 13-го соглашения просто продляет сроки неопределенности вокруг строительства станции еще на три месяца. Тем более, что с инвесторами с болгарской стороны царит неопределенность.
Как предполагают российские эксперты, болгары уже сделали выбор. Они готовы строить дополнительные реакторы в Козлодуе с французами, а не новую атомную станцию с русскими.