ФАС подготовила второй пакет поправок к действующему с 2010 года закону "О торговле". Он в первую очередь нацелен против бонусной системы, за счет которой сети вынуждают поставщиков выплачивать дополнительные средства за возможность выложить товар у ритейлера. Также предлагается принять очередные ограничения по росту сетей.
Закон о розничной торговле начал работать с 1 февраля 2010 года. За ритейлерами сохранили только один вид бонусов от поставщиков продукции - так называемый ретробонус. Он не может превышать 10% и выплачивается за объем проданного товара.
Громадные бонусы, которые в значительной степени влияли на конечную цену товара, вызывали немало дискуссий. Однако запретить бонусы на бумаге - этого мало. Ритейлеры нашли довольно простые способы удержать свои доходы.
Во-первых, саму скидку сети используют, что называется, по максимуму. Неважно, какой объем товара поставляется и продается, сеть требует "десятину" в любом случае.
"Сети сделали так, что если даже они на рубль продали товаров - бонус в 10% получили. А мы предполагали, что бонус будет использоваться в торговле как стимул: чем больше продал, тем больше бонус. У них же с рубля начинается. Поэтому мы хотим внести поправки: если прибыль до 25 млн рублей в месяц, то торговая сеть вообще никакой скидки не получает, если от 25 до 50 млн рублей, то бонус может составить 2,5%, допустим, если с 50 до 75 млн рублей - еще больше. А 10% скидки сеть может получить только в том случае, если продает больше, чем на 100 млн рублей в месяц. То есть, мы хотим замотивировать сети получать бонусы от реального объема", - пояснял ранее в интервью Ura.ru сенатор Сергей Лисовский.
Сети предлагают поставщикам другие платные услуги, на которые поставщик дает добровольное согласие.
Среди них, например, подписание договора на маркетинговое продвижение товара внутри супермаркетов. Это увеличило документооборот, так как теперь с производителем подписывается не один договор (договор поставки), а несколько. Формально сеть ничего не нарушает: производитель может и не продвигать товар внутри магазина, но в таком случае покупатель может и не найти этот товар в богом забытом углу магазина...А желающих заплатить "за полочку" по-прежнему достаточно.
Как сообщает издание "Московские новости", в распоряжении которого оказался законопроект о торговле от ФАС, речь в нем идет о запрете для поставщика работать с другими сетями или поставлять конкурентам товары на лучших условиях, о плате за изменение ассортимента товаров или за возможность поставки в новые магазины, о возмещении поставщиком убытков при порче или пропаже его товаров в торговых залах.
Всего в действующем законе содержится перечень примерно десятка бонусных практик, которые запрещено навязывать поставщикам, отмечает издание.
В законе "О торговле", принятом в 2010 году говорится о запрете на приобретение или строительство сетью новых магазинов, если ее доля превышает 25% от объема реализации всех продовольственных товаров в определенном муниципальном образовании.
Однако если данная доля составляет менее 25%, то сеть на практике может наращивать свое присутствие до фактической монополии.
В новых поправках ФАС вносит важное уточнение. Предлагается запретить сетям покупать уже работающие торговые объекты в том случае, если эта покупка позволит сети контролировать более 25% рынка. При этом позволяется увеличивать свою долю только лишь за счет строительства новых торговых объектов.