Вопрос выполнения гособоронзаказа стоит перед предприятиями ежегодно, и судостроительные заводы не исключение. На петербургском предприятии "Северная верфь" выполняются заказы Минобороны РФ, составляющие 75% кораблестроительной программы в части боевых надводных кораблей. Проблемы этого года эксперты завода объясняют недостаточным финансированием и изменением конструкторской документации.
По данным прокуратуры Петербурга, уже возбуждено уголовное дело в отношении руководства "Северной верфи" в связи со срывом гособоронзаказа. Прокурорская проверка была начата по поручению президента РФ Дмитрия Медведева, который в начале июля потребовал от министра обороны Анатолия Сердюкова разобраться с выполнением всего гособоронзаказа страны на 2011 год, сообщает BFM. ru.
Руководство предприятия в официальном пресс-релизе заявило, что "одной из основных причин длительного срока строительства является недостаточное бюджетное финансирование по гособоронзаказу, а также внесение заказчиком значительных изменений в рабочую конструкторскую документацию на этапе строительства".
Предприятие "Северная верфь" входит в Объединенную промышленную корпорацию экс-сенатора Сергея Пугачева и находится в залоге у ЦБ РФ. На сегодняшний день в постройке находятся четыре корвета проекта 20380, два фрегата проекта 22350, специальное судно связи проекта 18280. Специалисты завода считают программу строительства военных кораблей — корветов проекта 20380, 20385 и фрегатов 22350 соответствующей техническим и технологическим возможностям предприятия, пишет РИА Новости.
Напомним, в апреле 2011 года премьер-министр РФ Владимир Путин признал наличие сбоев в системе формирования гособоронзаказа и отметил, что правительство будет совершенствовать этот механизм. По его словам, "формирование гособоронзаказа нуждается в модернизации, это правда. Правда также и в том заключается, что, допустим, в прошлом году мы уделили этому особое внимание, я лично провел совещание по всем направлениям военно-промышленного комплекса". Тем не менее, основной проблемой "Северной верфи" является в первую очередь недостаточное бюджетное финансирование, то есть деньги на выполнение работ своевременно до счетов предприятия не доходят.
В пресс-службе отметили, что "несмотря на отсутствие финансирования по гособоронзаказу-2011 от Минобороны России, судостроительный завод готов привлечь заемные средства и решать все задачи по строительству и сдаче заказа", отмечает БалтИнфо.
В настоящее время на Балтике продолжаются заводские ходовые испытания корвета "Сообразительный" проекта 20380. Продолжается строительство корветов проекта 20380 "Бойкий" и "Стойкий", которое проходит в значительно увеличенном объеме из-а требования министерства обороны сократить продолжительность строительства кораблей на три года. Завод уже давно согласовал новый график с учетом этого требования и планирует срок сдачи "Стойкого" в 2012 году.
"Северная верфь" в мае в связи с дополнениями к техническому заданию на проектирование также получило дополнительные соглашения на строительство кораблей проектов 22350 и 18280. Этими соглашениями по строительству фрегатов проекта 22350 определены сроки сдачи фрегата "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" — ноябрь 2012 года, фрегата "Адмирал Флота Касатонов" — ноябрь 2014 года.
Но вопросы сроков сдачи объектов гособоронзаказа касаются практически всех предприятий, связанных обязательствами с государством. Ранее о срыве обязательств по исполнению государственного оборонного заказа заявил разработчик "Булавы", академик РАН Юрий Соломонов, напоминает МТРК "Мир". Соломонов первым обвинил Минобороны в затягивании финансирования и констатировал, что оборонзаказ на поставку стратегических ракет в войска РФ в текущем году уже сорван.
10 мая президент Дмитрий Медведев разобраться в ситуации и наказать виновных. В сфере оборонно-промышленного комплекса прокатилась череда отставок, в частности были уволены ряд руководителей предприятий "оборонки" и генералов Минобороны. Таким образом государство пытается влиять на ситуацию и не выпускать этот вопрос из-под контроля, но своевременное финансирование проектов никогда не было сильной стороной любой структуры. Итоги апрельских совещаний правительства подразумевали выход на формирование гособоронзаказа на несколько лет вперед, но пока проблемы взаимодействия государства и предприятий находятся даже не в стадии обсуждения, а сроки сдачи заказов плавают в зависимости от ряда факторов. Пока предприятия будут оставаться с этими проблемами один на один — своевременность исполнения самых жизненно важных проектов Минобороны так и будет оставаться под большим вопросом.