Интерес к недвижимости в Сочи стал угасать. По мнению аналитиков, эта тенденция усиливается из-за смены приоритетов городской администрации. Развитие спортивной инфраструктуры идет в ущерб туристическому бизнесу и способствует потере потенциальных клиентов. В регионе существуют реальные альтернативы для отдыха и инвестирования в недвижимость.
Аналитики компании Penny Lane Realty — ведущего оператора на рынке жилой и коммерческой недвижимости — называют несколько причин, негативно влияющих на развитие курорта. Сюда относятся введение жестких ограничений по этажности застройки, что сказывается на рентабельности проектов. Директор компании Penny Lane Realty Георгий Дзагуров отмечает, что "согласно новому Генплану развития города, принятому в 2009 году, этажность зданий не должна превышать 6 этажей в центральной части города. Не стоит упускать из виду и тот факт, что любой застройщик должен либо ждать окончания Олимпиады, чтобы приступить к строительству, либо завершить проект задолго до ее проведения. Все это приводит к сокращению количества новых жилых объектов в городе".
Таким образом, на сегодняшний день, рынок недвижимости бизнес и элитного классов курорта представлен всего 31 проектом (около 650 тыс. кв. м). При этом средняя стоимость 1 кв. м в бизнес-классе составляет около 100 тыс. руб., в элитном — от 140 тыс. руб. и выше, что сопоставимо со стоимостью недвижимости в Москве (средняя стоимость кв. м эконом-класса — 100 тыс. руб., бизнес-класса — 200 тыс. руб.).
Не лучшим образом влияет на положение дел и транспортный коллапс. В Сочи проблема транспортной доступности стоит острее, чем в крупнейших городах РФ, негласно он считается самым "медленным" городом России из-за устаревшей проектировки городских улиц и трасс, не рассчитанных на резко возросший автомобильный поток, отсутствие объездных магистралей. Эксперты компании Penny Lane Realty подчеркивают, что нехватка парковочных мест сказывается на проходимости узких трасс. При этом наблюдается высокая аварийность горных участков дороги Джубга — Сочи.
На сегодняшний день количество автовладельцев — жителей Сочи опережает аналогичные показатели по самым крупным городам РФ. Так, на 1000 жителей (Большого Сочи) приходится 328 официально зарегистрированных машин. В Москве на тысячу — 313, в Санкт-Петербурге — всего 280. В анализе компании говорится, что если добавить к этому постоянную стройку, частые ограничения движения по основным транспортным артериям, связанные с проведением в городе различных форумов и выставок с участием официальных лиц, и резко возрастающий в период курортного сезона объем иногороднего транспорта, то становится очевидно, что почти 150 км сочинского побережья превращаются в единую пробку, скорость движения в которой иногда не превышает 5 км/час.
Также привлекательность главного курорта страны подтачивают современные проекты в других городах Черноморского побережья России, качество которых сравнимо с сочинскими, а нередко и превышает их. Аналитики компании составили рейтинг известных летних курортов Черноморского побережья России, которые теоретически могут составить альтернативу Сочи, где ориентация городской администрации в сторону подготовки будущей Олимпиады приводит к ущербу туристического бизнеса и потере потенциальных покупателей. Первое место в нем уверенно держит Геленджик, который имеет аэропорт. Дзагуров отмечает, что "высококлассный отель Gelendzhik Resort & Spa, самая ухоженная пешеходная набережная Черноморского побережья, составляет реальную альтернативу Сочи. Благодаря относительно равнинному рельефу города в Геленджике имеется много земли под новое строительство. Небольшие жилые дома вновь начинают строиться после длительного перерыва, вызванного кризисными явлениями.
Город идеален для семейного проживания, свободен от вредных производств, федеральных трасс, пробок, в конце концов. Не удивительно, что он привлекает все больше покупателей, ранее рассматривавших в качестве места для приобретения летней резиденции или инвестиционной недвижимости в высоком ценовом сегменте исключительно Сочи. За последние два года именно Геленджик стал центром притяжения политической и бизнес-элиты страны от Патриарха до Премьера РФ".
На втором месте прочно обосновалась Анапа, которая по-прежнему остается лучшим местом для отдыха с детьми, так как обладает такими характеристиками, как песчаные пляжи, мелководность и развитая детская инфраструктура. Однако, здесь же кроются и минусы этого курорта — мелкое море, слабо развитая инфраструктура для взрослых (рестораны низкого качества, острая нехватка качественного номерного фонда). Третьей в списке идет Кабардинка, где происходит отстой судов перед их заходом в Новороссийский порт, что несколько снижает ее востребованность у туристов. Четвертое и пятое место занимают соотвественно Туапсе и Джубга, с которой начинается российское черноморское побережье для большинства приехавших на личном автомобиле граждан. Это ближайший курортный посёлок, он очень популярен у жителей Краснодара и Новороссийска, которые приезжают в Джубгу провести выходные на море.
Анализируя статистику, эксперты пришли к выводу, что по сравнению с прошлым летом, цены на недвижимость в этом сезоне практически не изменились. Незначительный рост в 5-7% наблюдается лишь в эконом- и бизнес-сегментах, а в элитном классе остался практически на том же уровне. "По нашим прогнозам в связи с олимпийской стройкой в Сочи покупатель будет активнее обращать свой взор на более спокойные и менее дорогие черноморские города. Задача за малым — активизация строительства качественных жилых комплексов и гостиничного фонда, интерес к которым, безусловно, присутствует", — резюмировал Дзагуров.