Минфин предлагает прекратить субсидирование перевозок пассажиров в пригородных электричках для того, чтобы за счет этих средств обеспечить финансирование Милиции общественной безопасности (МОБ) из федерального бюджета. Регионы вряд ли смогут удовлетворить аппетиты РЖД, а значит, цены на крайне востребованную транспортную услугу могут подскочить.
Как пишет издание "Коммерсант", стоимость передачи милиции общественной безопасности (МОБ) на федеральный уровень в 2012 году оценена Минфином по компромиссному варианту и обойдется в 2012 году в 188 млрд рублей, а в 2013 и 2014 годах — по 190,1 млрд рублей в год.
В связи с этим Минфин предлагает комплекс мер по перераспределению доходов и расходов между бюджетами регионов и центра.
В федеральный бюджет передаются доходы от госпошлин за регистрацию транспортных средств и штрафов за административные нарушения в области дорожного движения. В будущем году эта сумма составит примерно 37 млрд рублей. Как считают в Минфине, следует отказаться от возвращения в регионы 60% акцизов на алкоголь, что позволит получить в 2012 году еще 64 млрд руб.
С 2012 года из регионального бюджета также предполагается оплачивать единовременные пособия при устройстве ребенка в семью, содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье и социальную поддержку (10,7 млрд рублей).
Также на свои деньги регионам придется содержать и профтехучилища (32,2 млрд в 2012 году) и обеспечивать работу в области занятости населения (20,1 млрд рублей). Все эти меры в сумме обеспечат федеральному бюджету сохранение 164 млрд рублей
В 2012 году на субсидии железнодорожникам по пригородному сообщению было выделено 25 млрд рублей. Однако компенсация пока так и не дошла до РЖД, хотя деньги компании собирались выделять напрямую.
Стоит отметить, что механизмы для финансирования пригородного сообщения со стороны регионов созданы. С 2011 года каждый субъект федерации, где есть железные дороги и пригородное сообщение, имеет долю в региональной пригородной компании. Убытки, возникающие в связи с пассажирскими перевозками внутри региона, покрываются пропорционально доле в этой компании.
"Передача финансирования пригородных перевозок может утопить бюджет региона. Областная казна должна была профинансировать содержание милиции общественной безопасности на 610 млн руб. Федералы эту обязанность забрали, но почти на такую же сумму перекладывают на нас финансирование целого ряда вопросов образования и здравоохранения. При такой ситуации денег еще и на пригородные перевозки в областном бюджете взять неоткуда", — цитирует Коммерсант зампреда правительства Орловской области Дениса Орлова.
Но ситуация, по всей видимости, будет развиваться прозаичнее. Тарифы будут расти, маршруты закрываться. Только 11 регионов (в числе которых, кстати говоря, Москва и Московская область) выполняют свои обязательства по финансированию пассажирских перевозок, а примерно еще у 70 регионов просто нет денег в бюджете.
В Коми уже объявлено об отмене с 1 августа пригородных поездов сообщением Печора — Инта-1 — Печора, Инта-1 — Ошпер — Инта-1, Ираель — Сосногорск — Ираель. Решение принято ОАО "Северная пригородная пассажирская компания" в связи с тем, что департамент транспорта и дорожного хозяйства Коми отказался включить в договор средства на компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов на пригородные железнодорожные перевозки по территории региона.
По всей видимости, нечто подобное ожидает и большинство других регионов. Населению в этом случае останется только бунтовать. Железные дороги, как мы хорошо знаем, достаточно исправно работали даже в Гражданскую войну. Потому что ездить надо всем…
"По нашим оценкам, тарифы вырастут в 1,5 раза точно, но в разных регионах может быть по-разному. Мы приблизились к порогу, когда жителям ближнего и дальнего Подмосковья просто невыгодно ездить на работу", — заявил в эфире "Русской службы новостей" председатель общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков.
Стоимость проезда уже за гранью платежеспособности населения. После очередного повышения тарифов различным образом избегают оплаты примерно 50% пассажиров электричек. Таким образом, в этом дальнейшем повышении пропадает всякий финансовый смысл.