20 июля крупнейшему российскому автопроизводителю "АвтоВАЗ" исполнилось 45 лет. История завода началась в 1966 года, когда было подписано постановление Правительства СССР о его строительстве в Тольятти. Рост финансовых показателей, очевидное внимание государства и процессы реформирования производства наряду с мерами соцзащиты работников заставляют задуматься, какое же его ждет будущее?
В пресс-релизе предприятия говорится, что на момент своего создания Волжский автозавод являлся крупнейшим автомобилестроительным предприятием не только страны, но и Восточной Европы. Проектная мощность нового завода составляла 660 тыс. автомобилей в год. Сегодня АвтоВАЗ способен ежегодно производить более 900 тыс. автомобилей и автокомплектов. Всего же с 1970 года здесь выпущено более 26 млн автомобилей Lada и автокомплектов. В настоящее время автомобили Lada составляют 57% автопарка России.
Государству крайне необходима стабильная работа АвтоВАЗа, от которой зависит благополучие около 4 млн россиян, проживающих в регионе. Президент АвтоВАЗа Игорь Комаров пояснил, что итогом 2010 года стал прорыв в четырех направлениях: успешно реализована антикризисная программа, утверждена и реализуется программа развития, идет процесс реформирования системы закупок и сбытовой сети, подготовка к запуску новых моделей.
Аналитик "Инвесткафе" Тимур Вильданов отметил, что самая популярная государственная антикризисная программа по утилизации авто уже уходит в прошлое. При этом ее остановка не повлияла на продажи в июне. Он отметил еще три фактора, позволяющие прогнозировать, какое же будущее ждет АвтоВАЗ.
Напомним, в 2010 году руководством завода был принят масштабный план развития. Согласно ему, до 2020 года планируется увеличить мощности сборки до 900 тысяч автомобилей. Первоначально впечатляющая сумма в 183,5 млрд руб. в марте данного года была скорректирована до 153 млрд руб. Планировалось также, что кроме 900 тыс. автомобилей, выпускаемых под брендом Lada, на мощностях АвтоВАЗа планируется выпускать аналогичное количество автомобилей под брендами Renault и Nissan.
На заводе упрощается производственная структура. Останется три сборочных линии — на платформу B0, "Калина-Гранта", "Приора". Но кроме трех сборочных линий будут еще мощности "Ижавто"(в 2010 году они поставили 126 тыс. машин), которые АвтоВАЗ приобрел у Сбербанка. Завод также намерен расширить мощности СП "GM-АвтоВАЗ". Предприятие "GM-АвтоВАЗ" было создано в 2001 году и получило права на выпуск внедорожника на базе "Нивы" и использование бренда. К 2010 году популярность Chevrolet Niva сравнилась с классической "Нивой". В 2010 году было продано 44635 Lada 4×4 и 35 380 Chevrolet Niva. Сейчас планируется увеличить мощности СП до 120 тыс. автомобилей. Туда же планируется перенести производство Lada 4×4.
Вильданов подчеркнул, что в результате суммарный объем производства АвтоВАЗа и его партнеров может перевалить за 2 млн автомобилей в год. "Планы более чем амбициозные, учитывая, что в 2010 году весь автомобильный рынок РФ составлял чуть более 1,8 млн легковых автомобилей, а к 2020 году его размер оценивается в 3,5-4,5 млн легковых автомобилей", — отметил эксперт.
Руководство завода уделило особое внимание проблеме качества комплектующих. Согласно годовым отчетам, в 2009 году у АвтоВАЗа было 886 поставщиков. Игорь Комаров, президент АвтоВАЗа, заявил, что вместе с Renault-Nissan планирует создавать СП по закупке комплектующих, в результате чего 75% поставок запчастей консорциума будут идти через западные компании. Качество при этом контролироваться будет обеими сторонами. Сюда же можно отнести недавние ужесточения правил промсборки, которые также могут ускорить данный процесс. Соответственно, имеет смысл ожидать, что к 2020 году качество российских автомобилей под брендом Lada ни в чем не будет уступать собираемым на соседних конвейерах авто под брендами Renault и Nissan.
Стоит отметить также оптимизацию производства. В рамках процесса сокращения непрофильных активов была ликвидирована и собственная сбытовая сеть "Лада-сервис", у которой, несмотря на большие объемы продаж, была очень низкая рентабельность, что и обусловило данное решение. Ожидается, что основной акцент АвтоВАЗ сделает на развитии отношений с независимыми дилерами, что вместе с сокращениями, согласно оценкам АвтоВАЗа, должно принести более 1,5 млрд руб. чистой прибыли.
Будущий модельный ряд остается наиболее интересным фактом для потребителей и акционеров. Платформа B0 была приобретена АвтоВАЗом в 2008 году и позволяет производить современные и недорогие автомобили. В ближайшие три года, согласно сообщению генерального директора АвтоВАЗа, на данной платформе будет запущенно 6 моделей. В июле АвтоВАЗ сообщил название разработанной на базе Dacia Logan MCV модель — Lada Largus.
"Хотя на данной платформе можно выпускать и внедорожники, пока их производство планируется сконцентрировать в СП с GM. Кроме обновленной Chtvrolet-Niva в ближайшие годы планируется выпустить новую Lada 4×4. План СП по инвестициям $1,5 млрд на разработку нового внедорожника Lada и Chevrolet-Niva. Завод также продолжит развитие платформ "Калина" и "Приора".
Таким образом, считает Вильданов, "если бы два года назад, во время кризиса, спросить у любого аналитика, есть ли будущее у АвтоВАЗа, большинство бы ответило отрицательно. Сейчас же ситуация переменилась, мало кто сомневается в жизнеспособности предприятия. Если все задуманное сбудется, АвтоВАЗ останется лидером российского рынка с современным модельным рядом и высоким качеством сборки".
Эксперт считает, что с учетом этого завод выглядит куда перспективнее и жизнеспособнее, чем в 2007–2008 гг.
"В отличие от тех сытных лет, сейчас планы руководства убеждают, что АвтоВАЗ серьезно настроен на развитие. Но достаточно ли этого, чтобы покупать акции?
Сейчас акции уже отыграли идею восстановления. Если хочется инвестировать в будущий рост, лучше дождаться подтверждения, что новые модели АвтоВАЗа хорошо приняты рынкам. Пока же этого не произошло, лучше повременить. Завод оценен достаточно дорого, и рекомендация "Держать", — говорится в прогнозе "Инвесткафе".