Крупнейшая в истории Рунета утечка персональных сообщений абонентов "МегаФона" продолжает волновать граждан. Очевидное нарушение прав большого количества потребителей может привести к валу судебных исков: налицо некачественное оказание услуг. SMS попали в открытый доступ из-за технического сбоя. Оператор готовится к возможным неприятностям.
Накануне председатель союза потребителей России Петр Шелищ заявил, что организация может выступить с иском в защиту абонентов "Мегафона", чьи sms-сообщения были опубликованы в Интернете. По его словам, "основания для иска, безусловно, есть, поскольку была опубликована персональная информация. Это также противоречит договору между абонентом и компанией". Напомним, в поисковой системе Яндекс появились около восьми тысяч личных смс, отправленных в период с 7 по 13 июля 2011 года.
Технические специалисты обеих IT-компаний достаточно оперативно ликвидировали проблему на своих сайтах, но информация, попавшая в интернет, слишком быстро становится достоянием миллионов пользователей и поводом для развлечений. Смски неудачливых отправителей было можно посмотреть, вбив в строку поиска специальный запрос www.sendsms.megafon.ru.
Представители "Яндекса" пояснили, что на сайте отсутствовал файл robots. txt, в котором прописываются инструкции для поисковых роботов. В результате поисковик проиндексировал SMS, и их стало возможно отыскать через портал. По данным "Мегафона", в открытый доступ попали около 8000 сообщений, а сообщения, отосланные с мобильных устройств, вообще обнародованы не были, пишет Newsinfo. ru.
Причинами этого многие сразу назвали возможную рекламную компанию самого оператора, но здравый смысл подсказывает, что на такие непродуманные шаги неспособны даже российские компании. Не исключено, что корень зла таится в недостаточной технической подготовке технических специалистов в России, но это тоже под вопросом, так как аналогичная проблема возникла у некоего смс-портала в Перми. В открытий доступ там попали текстовые сообщение уже всех трех основных российских операторов "Мегафона", МТС и Билайна, что позволяет говорить о системных ошибках техподдержки сервисов. В любом случае эта неприятность может дорого обойтись именно "Мегафону".
Представители МТС и "Вымпелком" (торговая марка "Билайн") в интервью РИА Новости заявили, что их компании не связаны с пермским сайтом никакими договорными обязательствами. Они призвали абонентов отправлять SMS через собственные сайты операторов, чтобы гарантировать сохранность информации, и не пользоваться услугами сторонних сайтов. Во избежание проблем, надо полагать.
Со своей стороны Шелищ отметил, что в случае выигрыша иска в защиту неопределенного круга потребителей, каждый из абонентов, пострадавших в результате опубликования сообщений, сможет обратиться в районный суд с требованием возмещения морального ущерба, сообщает "Интерфакс". По его словам, было бы целесообразно выступить с коллективным иском. 18 июля представитель Роскомнадзора Михаил Воробьев также подчеркнул, что "появление в свободном доступе в сети интернет SMS-сообщений отдельных абонентов сотовой связи свидетельствует о признаках нарушения закона "О связи", "Правил оказания услуг связи", а, следовательно, и лицензионных условий".
Руководитель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин уже дал поручение провести доследственную проверку утечки. Операторы рынка мобильной связи наперебой заявляют, что с их абонентами подобная наприятность случиться не может, поскольку отправка сообщений с их порталов надежна защищена. Тем не менее показательно, что пользователи довольно спокойно отреагировали на произошедшее и в основном выразили мнение, что судиться по этому поводу — напрасная трата времени и сил, так как подобная неприятность — не повод обеспечивать себя дополнительной беготней по инстанциям.
Глава Международной конфедерации обществ потребителей (туда входит Союз потребителей РФ) Дмитрий Янин уверен, что если все-таки иск будет подан и выигран, то потребителям, которые обратятся в суд, не нужно будет доказывать вину оператора, им придется лишь обосновать величину компенсации, пишет "Коммерсант". "Для каждого, кто докажет наличие ущерба, сумма будет установлена судом индивидуально",- добавил Янин. Соответственно, в какие суммы эта проблема обойдется "Мегафону", будет зависеть от доброй воли и лояльности его абонентов.