Госдума и Совет Федерации проголосовали за поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта, которые открывают доступ спортивных и прогулочных судов под флагами иностранных государств во внутренние водоемы России. Это часть федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ", которая начнет реализовываться в будущем году.
Законом разрешается плавание спортивных, прогулочных, а также туристических судов, общее количество людей на которых не превышает 18 человек (из которых пассажиров не более 12 человек).
Раньше для получения возможности войти на судне под флагом иностранного государства в российские внутренние воды требовалось согласование 8 ведомств. Компетентный орган иностранного государства должен был обратиться в Министерство транспорта РФ, оно готовило проект соответствующего распоряжения правительства.
Заявку, кроме Минтранса, как уже было сказано выше, рассматривало 8 министерств и ведомств, среди которых МИД, ФСБ, Министерство обороны и даже Министерство сельского хозяйства.
По срокам вся процедура занимала не менее 3 месяцев, что, учитывая недолгую летнюю навигацию, фактически закрывало доступ иностранцам на судах в российские реки и озера.
После введения поправок максимальный срок согласования составит около недели. Туристы должны предоставить въездную визу и разрешительные документы на судно.
В новой редакции кодекса отмечается, что "перечень портов и внутренних водных путей, открываемых для захода и плавания судов под флагами иностранных государств, устанавливается правительством РФ". Но, похоже, список портов и речных путей, способных принять яхты и катера, на первом этапе будет очень коротким.
К массовому "заплыву" иностранцев российские водоемы не готовы. Яхты может принимать считаное количество российских городов — Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Тольятти. При этом добраться по воде даже из Петербурга в Москву очень проблематично. Нет стоянок, заправок, полностью отсутствует технический сервис. Фарватеры многих доступных для яхтенного судоходства рек не чищены, предстоит решить вопросы по навигационному и лоцманскому обеспечению.
Поэтому ожидать, что в ближайшее время по рекам России потекут тысячи иностранцев, оставляя свои деньги в регионах, несколько наивно. Рассчитывать на 200-250 млн евро в год, как предполагает "Российская газета", в ближайшем будущем не приходится.
Тем не менее, закон даст толчок к развитию инфраструктуры, все же запрет на вход во внутренние воды — сейчас главный барьер для потенциальных иностранных водных туристов. Кстати, в ожидающие иностранцев регионы на яхтах в первую очередь придут богатые соотечественники, которые из-за высоких таможенных пошлин держат свои яхты за рубежом.
А уж за ними, может быть, подтянутся и иностранцы. Это если у нас ничего взрываться и гореть не будет, как принято летом. Пока можно ожидать увеличения количества заходов маломерных судов в морские порты. Однако это принесет дополнительные деньги только крупным приморским городам, таким как Петербург, Владивосток, Новороссийск и т.д.
Для того чтобы суда пошли в глубь России, необходимо проделать громадную работу. И упрощение режима захода во внутренние водоемы — это лишь первый шаг, который сам по себе мало что значит.
Имея прекрасные потенциальные возможности для развития въездного и внутреннего туризма Россия по-прежнему имеет удручающий баланс в этой сфере. По данным Российского союза туриндустрии, в прошлом году из России на отдых за рубеж выехало 12 млн россиян. Въехало в страну с туристическими целями только 2 млн иностранцев.
Читайте также: Зарубежные курорты кормились россиянами
"Россия на мировом рынке пока занимает весьма скромное место по туризму в целом и по въездному туризму в особенности. Так, если за прошлый год въездной туризм в целом в мировом масштабе вырос на 6,9%, то у нас этот рост составил всего +2%, что вообще находится в рамках погрешности. Несмотря на то что Россия занимает 4-е место в мире по количеству рекреационных ресурсов, лидирующую позицию по культурно-историческому потенциалу, в мировой туриндустрии Россия плетется в хвосте по конкурентоспособности, занимая 59-е место, а по поддержке со стороны государства — вообще даже не попала в первую сотню", — констатирует вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин.
Читайте также: Туризм в России меньше чем туризм