Министерство промышленности и торговли официально объявило о завершении программы утилизации старых автомобилей. Как рассказал глава ведомства Виктор Христенко, клиентам было передано 489,4 тыс. автомобилей. Всего выдано 600 тыс. свидетельств. Таким образом, поставки заказанных машин будут продолжаться до конца года.
Программа утилизации пошла на пользу отечественному автопрому и поддержала его в наиболее финансово сложный период. Она была запущена с 8 марта по 1 ноября 2010 года. Несколько позже появилась информация о том, что программа может быть продлена. В итоге, действие программы продлевалась еще трижды, она обошлась государству в 30 млрд рублей, дилерам выплачено 18,9 млрд. рублей. По данным на 2 июля от дилеров поступило заявлений на субсидии в размере 20,7 млрд.
В конце апреля нынешнего года, начался четвертый по счету этап утилизации. К тому моменту было очевидно, что заложенный в прошлом году рост продаж продолжился и в нынешнем. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в январе - мае 2011 года объем реализации автомобилей в России вырос на 60% и составил 989 013 автомобилей (включая легкие коммерческие).
Программа позволила спасти тонущий АвтоВАЗ. Крупнейший российский производитель легковых автомобилей и стал основным выгодоприобретателем в результате действия программы.
По данным Минпромторга, на дилеров АтвтоВАЗа пришлось 76,8% всех утилизационных свидетельств. На втором месте оказался партнер и, по всей видимости, будущий владелец толльятинского автозавода - Renault, на который было выписано 7,6% свидетельств.
Самой популярной маркой стала Lada. На "классику", Lada 2105 и 2107, пришлось 34% всех продаж по программе утилизации.
Утилизация будет подогревать автопром еще около полугода, после чего был бы логичен спад продаж. На АвтоВАЗе рассчитывают на выход новой бюджетной LADA Granta, которая должна поддержать спрос.
Минпромторг также настроен оптимистично, там прогнозируют объем продаж легковых автомобилей в РФ в 2011 году на уровне 2,7 млн штук, о чем информировал глава министерства Виктор Христенко. Ранее ведомство называло цифру в 2,19 млн автомобилей.
В министерстве уверяют, что в 2014 году Россия станет крупнейшим рынком Европы. Как ранее заявлял министр в 2020 году объем продаж автомобилей в России превысит 4 млн штук, причем 76% из которых составят автомобили, произведенные в РФ.
После выхода государства из программы утилизации она, возможно, будет работать и далее, но на иных принципах. Минпромторг РФ подготовил концепцию новой программы утилизации старых автомобилей на смену ныне действующей, сообщил в феврале замминистра Алексей Рахманов. Новая программа даст эффект в виде 8%-ного обновления парка автомобилей в год.
Планируется создать "систему, при которой будет обеспечено негосударственное финансирование утилизации, а также технологическое обеспечение и определенные меры по стимулированию".
Европейский и мировой опыт свидетельствует о том, что за утилизацию платит или государство, или конечный потребитель. Причем не обязательно напрямую. Варианты довольно разнообразны. Это могут быть разовые выплаты владельцев авто при сдаче утилизатору при покупке новой машины или периодические выплаты налога на утилизацию, например, в рамках прохождения техосмотра.
Есть и механизмы финансирования расходов по утилизации на производителей и импортеров. Это может быть разовая плата за утилизацию при продаже каждого нового автомобиля или обязанность обеспечить рециклинг на собственных мощностях по ряду выпускаемых производителем моделей. Но, как показывает практика, продавцы и производители в любом случае закладывают эти расходы в конечную стоимость автомобиля. Платит покупатель.