Китайцы продолжают недоплачивать за поставляемую из России нефть. Ситуация для российских компаний, участвующих в поставках углеводородного сырья в Китай усугубляется тем, что из получаемой прибыли они должны выплачивать кредит, предоставленный китайской стороной. Российские компании грозятся международным арбитражем, но при этом продолжают поставки в КНР.
Как сообщил агентству ПРАЙМ пресс-секретарь "Транснефти" Игорь Демин, китайцы не спешат выплачивать средства в объемах, предполагаемых российской стороной. "Если раньше они не доплачивали 13 долларов с одной тонны, то в рамках платежа за поставки в мае недоплатили 3 доллара с тонны", — сказал он.
Вопросы относительно выплат за нефть возникли ранее. В апреле текущего года стало известно о том, что по заключённому в феврале позапрошлого года контракту, CNPC обязана была за поставленные в январе этого года 1,25 миллиона тонн нефти $555,3 млн. Но китайская сторона в одностороннем порядке уменьшила выплаты на 7%, что составляет $38,4 млн.
Китайской госкорпорации, как отмечал вице-президент Михаил Барков, не понравился один из параметров, закладываемых при расчетах цены на нефть, поставляемую в Китай по отводу трубопровода "Восточная Сибирь — Тихий океан" (ВСТО).
Поэтому китайские партнёры российских нефтяников в одностороннем порядке сократили выплаты по контракту. "Они фактически вышли на уровень переговоров, который был до заключения контракта, начали по своему трактовать одну из позиций контракта. Мы считаем, что эта трактовка неверна", — процитировала вице-президента "Транснефти" ИТАР-ТАСС.
Поводом к самовольному пересмотру условий контракта стало то, что, по мнению китайской стороны, она оплачивает транспортировку нефти по ставке, принятой для всего (ВСТО). На взгляд представителей китайской компании нефть прокачиваемая, начиная от населённого пункта Сковородино, откуда идёт ответвление нефтепровода в сторону российско-китайской границы стоит дешевле.
Соглашение о строительстве ветки ВСТО Сковородино — Дацин, мощностью 15 миллионов тонн нефти, было заключено в октябре 2008 года. Согласно российско-китайскому контракту поставки нефти в КНР должны были осуществляться в течении 20 лет. Информация об условиях соглашениях долгое время оставалась закрытой, в том числе, касательно формулы ценообразования.
В феврале 2009 года "Роснефть" и "Транснефть" взял в кредит $25 млрд у китайцев в счет ежегодных поставок 15 млн тонн нефти. По данному соглашению, кредит должен был оплачиваться частью выручки от поставок российской нефти в Китай.
На май месяц были назначены очередные переговоры с китайской стороной. При этом китайские СМИ демонстрировали уверенность в том, что Россия будет поставлять нефть на условиях КНР.
Там напоминали о том, что "Роснефть" получила кредит в размере $15 млрд, компания "Транснефть" — $10 млрд. Срок погашения данных кредитов — 20 лет равными долями, начиная с 5 года с момента привлечения, а условиями их получения было обязательство обеспечения бесперебойных поставок нефти в Китай, в течение данных 20 лет.
Компании нуждаются в китайских ресурсах, а потому россияне просто блефуют и обращаться в международный арбитраж не будут, предполагали в китайских СМИ. И судя по всему, заграничные товарищи не ошиблись…
Экспорт в Китай осуществляет не только "Роснефть", но и "Транснефть". Причем "Транснефть" закупает сырье у "Роснефти" и перепродает нефть китайцам в объемах, пропорциональных законтрактованным в рамках соглашения о поставках, которое в свою очередь связано с объемом полученных кредитных средств.
В конце мая стало известно о том, что китайцы вроде бы начали возвращать долги. CNPC за российскую нефть перевел "Транснефти" $78 млн, а "Роснефти" — $117 млн.
По данным ПРАЙМ китайцы рассчитываются за осуществленные поставки в 20-х числах каждого месяца. Однако по итогам майских выплат, по версии пресс-секретаря "Транснефти", данный поставщик недополучает по $3 с каждой тонны нефти. В связи с этим растет задолженность компании перед "Роснефтью". Вместе с тем, с начала текущего года проценты по полученному от китайцев кредиту подлежат уплате ежемесячно.