"Роснефть" уже начала переговоры с другими иностранными нефтяными гигантами о совместной разработке шельфовых месторождений в Северном Ледовитом океане. "Их эффективность будет намного выше", — уверен первый вице-премьер Игорь Сечин, имея в виду несостоявшийся альянс с ВР. "Роснефть" может также получить доли в зарубежных проектах.
Об этом вице-премьер заявил в интервью Wall Street Journal. Впервые о намерении ВР и "Роснефти" заключить "арктический альянс" стало известно еще в середине января. Был заключен ряд соглашений о стратегическом сотрудничестве, совместной разведке залежей углеводородов в российской части Арктики и обмене акциями стоимостью около $8 млрд с каждой из сторон сделки — 5% со стороны BP и 9,5% "Роснефти".
Закрыть сделку планировалось 14 апреля. Правда, дело дальше не пошло, так как консорциум AAR, являющийся российской частью компании ТНК-ВР, заблокировал заключение "арктической сделки". Консорциум представляет интересы владельцев "Альфа-групп" (Михаил Фридман, Герман Хан, Алексей Кузьмичев), "Реновы" Виктора Вексельберга и Access Леонарда Блаватника
1 февраля этого года Высокий суд Лондона удовлетворил иск AAR о запрете подписания альянса британской и российской компаниями. Причина, по мнению британского суда, состояла в нарушении со стороны ВР акционерных соглашений. 14 апреля, когда истекал срок заключения сделки, "Роснефть" согласилась продлить ее до 16 мая.
В начале мая появилась перспектива разблокировать переговоры по поводу заключения соглашения. 6 мая Стокгольмский арбитраж признал возможным провести сделку, но лишь при условии, что "Роснефть" согласится подключить ТНК-ВР к участию в "арктическом альянсе". "Роснефть" выступала против того, чтобы российская часть ТНК-ВР вообще имела какое-то отношение к проекту по освоению шельфа Арктики.
Накануне наступления крайнего срока оформления сделки, сообщалось, что британская компания изучала возможность займа на рынке для покупки доли российских олигархов в ТНК-ВР.
Сумма сделки оценивалась примерно в $30 млрд. По данным FT, олигархи из AAR требуют от BP $35 млрд. Условия, которые предлагались AAR, по мнению специалистов, были для консорциума весьма заманчивыми. Кроме непосредственно денежных средств, AAR предлагалась и часть активов "Роснефти" и ТНК-ВР на льготных условиях. Если бы сделка состоялась, то "Роснефти" была бы передана половина ТНК-ВР. Крайним сроком сделки была ночь с 16 на 17 мая. Однако договориться стороны так и не сумели.
Как отметил в интервью Wall Street Journal Игорь Сечин, BP может получить иск от "Роснефти" с требованием компенсации за срыв сделки, однако это не является приоритетной задачей.
Также Сечин полагает, что от срыва сделки больше всех пострадал консорциум AAR — "потому что лишились хорошей возможности продать свою долю".
На недавнем Петербургском экономическом форуме глава "Роснефти" Эдуард Худайнатов заявил, что нефтяная компания до конца года определит стратегического партнера по освоению арктического шельфа взамен британской BP.
"Что касается развития Арктики, то мы продолжаем эту работу и ведем активную работу после выхода из соглашения ВР и в ближайшее время — до конца этого года — определимся по выбору нашего стратегического партнера", — сказал он. Среди кандидатов называли Shell, Chevron, Exxon Mobil.