Самый демократичный транспорт в российских мегаполисах может перестать быть таковым. Российские метрополитены могут перейти в частные руки. В Минтрансе подготовлен законопроект о московском метрополитене, согласно которому в "подземке" могут обосноваться частные компании, управляющие необходимой инфраструктурой.
В проекте закона, опубликованном на сайте Минтранса, в частности, указано, что плата за проезд в метро может пойти на инвестиционные цели. Государственные органы будут заключать с метрополитенами договоры обслуживания. При этом нигде нет упоминания о том, что исполнителями данных договоров будут являться исключительно государственные предприятия.
Таким образом, исходя из буквы закона, транспортные услуги населению могут предоставлять компании, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении соответствующую инфраструктуру, подвижной состав и кадры.
Стоит напомнить, что в апреле этого года московские городские власти доверили строительство девелоперской компании ЗАО Crocus Group монорельсовой дороги, связывающей станцию метро «Орехово» и Торгово-развлекательный комплекс Vegas (24-й км МКАД, пересечение с Каширским шоссе, станция метро Домодедовская).
Протяжённость данной ветки четыре километра. После окончания строительства данной ветки, если законопроект будет принят, Crocus Group получит право продажи билетов. Таким образом, частное метро в РФ уже создается.
В настоящее время в правительстве Москвы идёт активное обсуждение строительства новой ветки метро, которая должна соединить станции "Савеловская", "Динамо", "Полежаевская" и "Деловой центр". Не исключено, что именно данная ветка, также, как и монорельсовая "Орехово" - "ТРК Vegas" будет строиться за счёт негосударственных инвестиций.
Кстати, уже упомянутая компания Crocus Group вложила 600 млн рублей в строительство станции "Мякинино". За счёт городского бюджета прокладывалась сама ветка и проводились инженерные сооружения. Тогда участие в расширении сети московского метрополитена объяснялось тем, что Crocus Group был кровно заинтересован в увеличении потока потенциальной клиентуры в свой торговый центр Crocus City, для подвоза покупателей приходилось использовать автобусный парк.
Идея интенсификации строительства столичного метрополитена за счёт частных инвесторов натыкается на обоснованный скепсис. Подземное строительство - занятие очень недешевое с большим сроком окупаемости. Инвесторов в первую очередь могут заинтересовать скоростные трамваи, канатные дороги, монорельс и пр. аналоги.
"Вообще-то сейчас все страны идут к централизации основных систем коммуникаций. А мы, наоборот, разрываем. Мы разрушили РАО "ЕЭС", и ничего хорошего не получили. Сейчас начнем выдергивать блоки из метро, которое является единым комплексом. А с учетом того, что у нас все передают как всегда: бессистемно, без четких обязательств инвестора и четких правил игры, то, скорее всего, пострадают москвичи", - высказался в интервью "Комсомольская правда" член Совета Федераций Сергей Лесовский.
Еще до рассмотрения в Госдуме у минтрансовского законопроекта в ней уже нашлись скептики, а в сенате и открытые противники затеи с частичной приватизацией московского метрополитена.
Говоря о необходимости принятия отдельного закона о метрополитене, в профильном министерстве отмечают, в настоящее время метрополитен находится в подвешенном состоянии, ибо он не прописан в законодательной базе, регулирующей правоотношения в области ни городского транспорта, ни железнодорожного...
"Более того, в законодательстве отсутствует само определение понятия "метрополитен", а параметры работы метрополитена определяет каждый город самостоятельно", - сказано на сей счёт в пояснительной записке к законопроекту.
Поэтому Минтранс также считает необходимым привести все управления метрополитенами страны к единым федеральным стандартам. Сейчас развитием подземки занимаются непосредственно власти мегаполисов, где расположены метрополитены - Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге и Казани.
Как отмечается в законопроекте, размещенном на сайте Министерства транспорта, введение единых правил будет способствовать интеграции возможностей метрополитенов с другими видами городского внеуличного транспорта.