Цены на бензин являются определяющим фактором в жизни любой страны. Этот показатель напрямую влияет на современного человека, для которого автомобиль уже давно перестал быть роскошью. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста цен на бензин, и Россия в этой связи не исключение, несмотря на богатые запасы нефти внутри страны.
Потребительские цены на автомобильный бензин в РФ растут каждую неделю. При этом поднятые правительством топливные пошлины, которые начали собирать с первого мая, пока не показали ощутимых результатов. Бензин в России дорожает на фоне общего сокращения производства. По данным Минэнерго, производство бензина в последнее время сократилось на 1,3% - до 11,518 млн тонн. Выпуск авиационного керосина уменьшился на 1,6% - до 2,578 млн тонн. Цена на бензин в стране обычно зависит от ряда факторов, обойти которые не удается. Эксперты отмечают несколько определяющих позиций.
Во-первых, главным в данном вопросе является наличие у государства собственных месторождений нефти. Если сама страна является поставщиком нефти на мировой рынок, то и продукты ее нефтепереработки могут стоить гораздо дешевле в сравнении с государствами-импортерами нефти. Стоимость бензина в Ливии (4 руб. 17 коп. за 1 литр) существенно отличается от тех же США (12-18 руб.), что объясняет повышенный интерес последних к положению вещей в этом регионе. Россия же не может похвастаться разумными внутренними ценами на бензин (29 руб. за 1 литр)
Аналитики Инвесткафе отмечают, что свою роль также играет наличие в государстве собственных нефтеперерабатывающих предприятий. Статистика Минэнерго свидетельствует, что экспорт российской нефти с начала 2011 года сократился на 0,7% - до 80,667 млн тонн. В то же время возросла на 5,2% поставка нефтяного сырья на переработку в России, составив 80,219 млн тонн, первичная переработка нефти за четыре месяца повысилась на 5,1% - до 80,073 млн тонн.
Выпуск дизельного топлива увеличился на 4,6% - до 22,889 млн тонн, топочного мазута - на 6,4% - до 22,905 млн тонн. Минэнерго отмечает, что за минувший год Россия увеличила добычу нефти на 1,2% - до 494,228 млн тонн, а экспорт - на 3,3%, до 246,044 млн тонн. При этом цены на бензин неуклонно растут в связи с общим удорожанием цены нефти на мировом рынке.
Этому общемировому процессу не мешают ни наличие конкуренции среди производителей, ни специфика внутренней политики государства. В Норвегии как нефтедобывающей стране цена на бензин является одной из самых высоких в мире. Несмотря на разный уровень жизни населения, Россия в рейтинге стоимости бензина от недалеко ушла от своего северного соседа.
Парадоксально то, что самый дешевый бензин продается именно в государствах с авторитарным режимами (Венесуэла - 47 коп. за 1 литр, Туркменистан - 68 коп. за 1 литр, Иран - 2 руб. 39 копеек за 1 литр, ОАЭ - 12 руб. 27 коп. за 1 литр). Сюда же можно отнести Азербайджан со своими 14 руб. 37 коп. за 1 литр и Казахстан - 17 руб. 97 коп. за 1 литр). По мнению экспертов, эти страны - крупные экспортеры нефти с доминированием государственного сектора в экономике и и специфическими режимами власти, которые идут на «искусственное удешевление бензина», чтобы избежать волнений собственного населения внутри страны. Также цены на бензин удерживаются в определенном коридоре во Франции, Германии, Турции и Исландии в связи с высокими налогами. Но от общей тенденции не удается уйти никому.
Дальнейшие прогнозы по этой ситуации достаточно туманны. Если увязывать перспективы роста цены бензина с ростом мировых цен на нефть, то ясно одно - содержание автомобиля в России дешевле не станет, несмотря на статус нефтяной державы и наличие своего перерабатывающего производства. Возможно, уже сейчас имеет смысл искать альтернативы способам передвижения. Или хотя бы смирится с тем, что бензин у соседей стоит в разы дешевле.