Федеральная антимонопольная служба и Министерство коммуникаций и связи РФ намерены изменить систему тарификации мобильной и фиксированной связи. Ведомства настаивают на введении посекундной тарификации для мобильной и фиксированной связи вместо действующей ныне поминутной. Опыт подсказывает, что операторы найдут способ извлечения выпадающей прибыли.
Информационно-правовой портал "Гарант" отмечает, что в интервью данному Интернет-изданию заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин сообщил, что его ведомство продолжает выступать за снижение единиц тарификации услуг связи с 1 минуты до 1 секунды». При этом, особо подчёркивается, что "антимонопольная служба не видит препятствий для посекундной тарификации - ни технологических, ни каких-то других".
Ныне операторы связи, используя поминутную систему тарификации, предпочитают округлять время телефонных разговоров своих абонентов. Естественно в сторону увеличения. Дополнительные доходы операторов в результате выгодного округления точно не подсчитаны. Считается, что они составляют от 20 до 40% премии к выручке при нормальной "посекундной тарификации". Данные предложения уже направлены в Министерство коммуникаций и связи Российской Федерации.
Как сообщают в свою очередь "Ведомости", в Минкомсвязи подтвердили, что действительно, в настоящее время рассматриваются новые правила оказания услуг мобильной связи. По ним за единицу отсчёта времени телефонного звонка вместо прежней "1 минуты" взяты "20 секунд". Ныне действует тарификация по 30-секундным интервалам.
Данный временной интервал объясняется, проведёнными специалистами Минкомсвязи, расчетами средней продолжительности соединения, а также возможностями используемого операторами оборудования. При этом источник издания в профильном министерстве отметил, что изменения не коснуться пока что системы тарификации услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной проводной связи.
Казалось бы, при посекундной тарификации абонент должен платить меньше. Однако операторы «большой тройки» утверждают, что в регионах, где применяется посекундный подсчет, большинство абонентов все же предпочитает поминутную систему оплаты.
В частности, издание цитирует представителя "Вымпелкома" Анну Айбашеву, которая утверждает, что абонентов в поминутной системе оплаты привлекают "предложения со сниженной ценой либо с дисконтом последующих минут разговора".
Её коллеги из МТС Валерия Кузьменко и из "МегаФона" Юлия Дорохина в свою очередь подчёркивают, что поминутная система тарификации "удобна и позволяет упростить расчёты". При этом все три собеседницы "Ведомостей" обращают внимание на тот факт, что цена на услуги мобильной связи в России ниже среднеевропейских, а большинство роуминговых партнёров обеих компаний используют именно поминутную систему расчётов.
Специалистами подсчитано, что абоненты, использующие поминутный тарифный план при введении 20-ти секундных временных интервалов отчёта будут платить на 20% меньше. При смешанных тарифных планах, как то с посекундным отчётом на первой минуте разговора, предполагается, что экономия будет несколько меньше.
Сейчас, как отмечают представители "большой тройки", у каждого оператора сотовой связи уже действуют до двух десятков тарифных планов с разными единицами тарификации: одна секунда, десять секунд, одна минута; тарификация каждой второй минуты, тарификация первых пяти (десяти) минут разговора в день и так далее.
Сообщается, что доходы операторов после введения новых правил снизятся приблизительно на 10%. К слову, в прошлом году суммарный доход операторов «большой тройки» от предоставления услуг мобильной связи составил порядка 652 млрд. рублей.
За первый квартал текущего года прибыль МТС составила 61,3 млрд. рублей, "МегаФона" - 51,74 млрд. рублей и "Вымпелкома" - 50,1 млрд. рублей. Для сравнения, "Ростелеком" на услугах проводной связи за весь прошлый год заработал всего 10 млрд. рублей.
Кстати, если всё-таки Федеральная антимонопольная служба сумеет настоять на своих предложениях, которые в корне отличаются от инициатив профильного ведомства, потери операторов фиксированной связи будут минимальны. Большинство их абонентов используют безлимитный тариф.
Стоит напомнить, что введение поминутной системы тарификации стало ответом операторов сотовой связи в 2006 году на изменение самого принципа оплаты за предоставление услуг сотовой связи - бесплатных входящих звонков. Таким образом, компенсировалась часть потерянной прибыли. Так что и в этот раз операторы сотовой связи, скорее всего в накладе не останутся.
По всей вероятности, вновь будут повышаться тарифы, причем не напрямую. В 2006 году операторы компенсировали потерю платы с принимающих звонки за счет тарифа за соединение. К тому же представители компаний "большой тройки" более чем прозрачно намекали, что тарифы в России и так низкие по сравнению с Европой...