Авиация уходит в нефтяное пике

Авиация уходит в нефтяное пике
Авиация уходит в нефтяное пике

В нынешнем году прибыль мировых авиакомпаний сократится до $4 млрд., на 78% меньше прошлогоднего показателя в $18 млрд. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) вдвое понизила свой предыдущий прогноз по прибыли в мировом авиапроме из-за выросших цен на нефть, катастрофы в Японии и беспорядков на Ближнем Востоке.

В кризисном 2009 году потери отрасли составили $9,9 млрд. В целом последнее десятилетие мировые авиакомпании по официальным данным получали прибыль лишь в 2006-м, 2007-м и 2010 году.

При этом организация не исключает, что совокупная прибыль компаний в этом году окажется еще меньше вследствие новых форс-мажоров. И уверяет в том, что авиация ныне бизнес низкорентабельный и погнать в минус может в том числе и удорожание топлива.  

Как прогнозирует IATA, куда входят 230 авиакомпаний, в нынешнем году воздушные перевозчики выручку в $598 млрд. Рентабельность составит 0,7%. В марте 2011 года эксперты ассоциации обнародовали прогноз прибыли в $8,6 млрд. Однако и этот показатель был в два раза меньше  (на 52%), чем в 2010 году. В прошлом году был существенно выше и показатель рентабельности - 3,2%.

Основной причиной падения рентабельности стал рост цен на топливо. В этом году средняя цена на нефть вырастет до $110 за баррель, что на 15% выше прогноза IATA в марте. Повышение среднегодовой цены на нефть на $1 приводит к увеличению расходов авиаторов на $1,6 млрд.

По данным ассоциации, существенные потери мировые компании пережили из-за событий в Японии, на которую приходится 10% мировых продаж. Вместе с тем, именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе авиаторы заработают в нынешнем году больше всего- $2,1 млрд. Это произойдет в первую очередь благодаря росту рынка в Китае и Индии. Однако прогноз выглядит довольно скромно на фоне прошлогодних $10 млрд.

Доходность у перевозчиков стран Северной Америки упадет в 3,4 раза, до $1,2 млрд. ( против $4,1 млрд в 2010 году).

Европейских авиакомпании сократят прибыль и того больше -  в 3,8 раза. Они заработают всего $500 млн против прошлогодних $1,9 млрд. "Кризис суверенного долга подмывает спрос со стороны периферийных стран Европы", - отмечается в прогнозе IATA.  

Авиакомпании Латинской Америки сохраняют стабильность доходов, которые они получают третий год подряд. Но по скорректированному прогнозу IATA она уменьшится в 9 раз по сравнению с 2010 годом и составит всего $100 млн.

Ближневосточные авиакомпании заработают $100 млн, что в 9 раз меньше, чем годом ранее. Организация прогнозирует убытки от беспорядков на Ближнем Востоке. Революции в Северной Африке стали причинной убытков в $100 млн у африканских компаний.

Эксперты организации прогнозируют также сократили прогноз по совокупному роста спроса: в пассажирском сегменте он вырастет на 4,4% (прежний прогноз - 5,5%), по грузовым - на 5,5% (вместо 6,1%)

При этом российский рынок в значительной степени более монополизирован и растет более высокими темпами. К тому же скачки цен на топливо для отечественных перевозчиков нивелируются благодаря долгосрочным контрактам.

"Крупные авиаперевозчики заключают годичные контракты на сетевое обслуживание с большими скидками. Это - сумма фиксированная и засекреченная. Поэтому на обладателей подобных договоров рост стоимости керосина вообще может не отразиться", - отмечает в комментарии "Новым Известиям" независимый эксперт авиаотрасли Роман Гусаров.

Даже при биржевой покупке топлива определить реальную цену керосина сложно, отмечает аналитик, большая часть сделок проходит "за кулисами" еще до начала торгов, полагает аналитик, отмечая, что "каждый игрок решает этот вопрос самостоятельно и приватно". 

Владимир Шабанов
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.