"Газпром" видит возможности для расширения рынка сбыта за счет развития сегмента газового автомобильного топлива. Для начала монополия хотела бы взяться за муниципальный и сельскохозяйственный транспорт, газификации которого проще добиться за счет лоббистских возможностей. Однако система газозаправок в РФ пока не развита.
На сегодняшний день внутренний рынок крайне узок. В России на природном газе в настоящее время работают лишь 86 тыс. автомобилей. В 2010 году было продано 345 млн кубометров компримированного природного газа (КПГ).
"Газпром" считает необходимым утвердить государственную программу по замещению природным газом бензинового топлива на транспорте, сообщает РБК daily со ссылкой на материалы к заседанию совета директоров концерна. В ней должно быть прописаны необходимые законодательные акты по энергосбережению и федеральные целевые программы по использованию автогаза на строительном, сельскохозяйственном и муниципальном городском транспорте.
В прошлом году Совет Федерации подготовил законопроект о газомоторном топливе. Согласно законопроекту, бюджетным организациям, эксплуатирующим автомобили на газовом топливе, предлагаются льготы в виде налоговых послаблений на транспорт для муниципальных организаций, а также налога на землю для сельхозпроизводителей.
Однако широкому распространению газового топлива препятствует неразвитость инфраструктуры. В 58 регионах РФ работает лишь 249 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Большинство из них (206) находятся в собственности "Газпром".
Согласно целевой программе "Газпрома" по развитию сети заправок для парка газотехники с 2007 по 2015 год запланировано строительство порядка 200 АГНКС, чего, опять же, недостаточно для массового внедрения газомоторного топлива.
"Газпром" продвигает газомоторное топливо на региональном уровне - договоры о сотрудничестве подписаны с Калужской, Орловской и Тамбовской областями. В Томской, Костромской и Волгоградской областях на местном уровне приняты законодательные акты по развитию рынка сбыта компримированного природного газа (КПГ)
Однако сеть нуждается в развитии на федеральном уровне и по всей видимости Газпром намерен инвестировать в нее средства, полученные в результате реализации программы перевода муниципального транспорта на газ.
"Газпром уже давно ищет новые пути реализации своего газа, поскольку текущие перспективы роста газового рынка за счет преимущественного развития газовой электроэнергетики Европы не так велики. Да и в Европе уже традиционные потребности в газе крупные энергетические компании стремятся удовлетворять в частности за счет других поставщиков, в связи с чем объемы экспорта газа Газпрома в кризисном 2009 году сильно сократились и с тех пор восстанавливаются очень медленно. Поэтому новые возможности газомоторного топлива - это некий шанс увеличить поставки газа в Европу", - говорит в комментарии Finam аналитик "Инвесткафе" Анастасия Соснова.
О перспективах газомоторного топлива руководство Газпрома говорит и на западе. Как заявил председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер в Праге на заседании Европейского делового конгресса, в качестве моторного топлива к 2030 году будет использоваться до 80 млрд кубометров. По его мнению, новые возможности предоставляет переход ЕС на топливо класса евро-6.
"С другой стороны, для развития европейского рынка газомоторного топлива до заявленных 80 млрд куб м газа к 2030 году необходимы инвестиции в развитие соответствующих газохимических производств и сетей ГЗС, как минимум. Поэтому в столь высокий подъем слабо верится, хотя на уровне идеи российский газовый концерн получил возможность лишний раз "пропиариться", - считает аналитик "Инвесткафе" Анастасия Соснова.