Французская автомобильная корпорация Renault может "удочерить" "АвтоВАЗ" и получить контрольный пакет основного производителя российских легковых автомобилей. На данный момент Renault принадлежит блокирующий пакет — 25 процентов плюс одна акция, который был куплен за один миллиард долларов в 2008 году.
О намерении превратить крупнейшего российского автопроизводителя в дочернюю компанию Renault сообщил в интервью газете Le Parisien генеральный директор французской автокорпорации Карлос Гон.
Согласно плану реструктуризации, "АвтоВАЗ" планирует провести допэмиссию, в результате чего доля "Ростехнологий" вырастет до 36%. При этом пакет иностранного акционера размываться не будет, Renault сохранит за собой блокпакет, а доля "Тройки Диалог" уменьшится с 25 до 20,53%.
В марте этого года в прессе появились сведения о том, что ведутся переговоры между "АвтоВАЗом" и японской компанией Nissan Motor Co. о покупке последней 25% "автовазовских" акций. Ряд средств массовой информации тогда приводил слова управляющего директора "Тройки Диалог" Сергея Скворцова, подтверждавшие сведения о том, что Nissan Motor Co. ведет переговоры с данной компанией и "Российскими технологиями" о покупке доли в "АвтоВАЗе".
В свою очередь, глава "Российских технологий" Сергей Чемезов заявил, что Nissan намерен приобрести 10% акций российского производителя автомобилей. "Тройке Диалог" и "Российским технологиям" принадлежат по 25% акций "АвтоВАЗа". 43% в Nissan владеет Renault.
Напомним, что впервые о намерении собрать контрольный пакет акций "АвтоВАЗа" Карлос Гон объявил в ноябре прошлого года, после встречи с российским премьер-министром Владимиром Путиным, от которого и исходила данная инициатива.
В настоящее время производственные мощности "АвтоВАЗа" позволяют выпускать почти 900 тысяч автомобилей в год. В кризисном 2009 году продажи компании снизились на 44% по сравнению с предыдущим годом — до 349,49 тысяч машин.
Что касается планов на перспективу, то в ноябре прошлого года, после переговоров Владимира Путина и Карлоса Гона, сообщалось, что к 2014 году концерн Renault-Nissan совместно с "АвтоВАЗом" планирует увеличить продажи в России до 1,6 млн автомобилей в год, чтобы сохранить свою долю в 40% автомобильного рынка. Гон оптимистично рассчитывает на рост объемов российского рынка до 4 млн автомобилей в год в 2014-м.
При этом он отметил, что в настоящее время на автомобили марок Lada и Renault-Nissan приходится 40% рынка Российской Федерации, в том числе 30% — на Lada.
В настоящее время Renault-Nissan выпускает 1,1 млн автомобилей в год — 900 тысяч штук на "АвтоВАЗе", 160 тысяч — на заводе "Автофрамос" (выпускает автомобили Renault) в Москве и 50 тысяч на предприятии Nissan в Санкт-Петербурге. "АвтоВАЗ" пытается получить активы в Объединенной автомобильной группе, управляющей заводом "ИжАвто". Мощности удмуртского предприятия — 220 тысяч автомобилей в год.
К июлю этого года планировалось заполучить контрольный пакет акций в Объединенной автомобильной группе, а к концу года — и все 100% в ней.
По мнению некоторых специалистов, российский автомобильный рынок достаточно перспективен. Для иностранных компаний, которые намерены осваивать производство автомобилей в России имеется дополнительный плюс в виде высоких импортных пошлин на продукцию зарубежного автопрома. К тому же, необходимо учитывать, что автомобилизация в России в два раза ниже, чем в Западной Европе, а доходы населения растут.
Вместе с тем, необходимо отметить, что "АвтоВАЗ" — достаточно проблемное предприятие. В частности, финансовый директор Renault Доминик Торман констатировал, что в прошлом году "АвтоВАЗ" обошелся французской компании в 21 млн евро убытков даже несмотря на то, что год для российского автопроизводителя выдался удачным.