Спасительным и дешевым транспортным решением для Москвы могли бы стать канатные дороги. В современном виде они скоростные, не требуют затратного обслуживания, максимально экологичны. В первую очередь их необходимо возводить в критических местах, где возникают пробки и затруднена пересадка. Воздушным метро смогут перемещаться и бригады "скорой".
Провозная способность канатного метро вполне сопоставима с маршрутными такси, автобусами, троллейбусами, трамваями. При этом канатная воздушная дорога может обеспечить недосягаемую для земного транспорта насыщенность и минимальную периодичность движения с разницей менее минуты. Воздушное метро комфортнее и экономически эффективнее. При высокой загрузке является, пожалуй, наиболее высокрентабельным видом городского транспорта.
Канатка может приносить не только прибыль за счет предоставления основной услуги. Это также рекламные доходы и сдача в аренду торговых мини-площадей на станциях-остановках.
Канатная дорога позволяет огибать здания, для нее не помеха реки, классические автодороги, железнодорожные узлы, холмы и иные препятствия. В городских условиях она может не только дублировать действующие магистрали, но и проходить в глубине спальных районов. В Москве это позволит разгрузить дороги, по которым жители микрорайонов добираются до метро.
В России этот вид транспорта явно недооценен, у нас всего около 300 канатных дорог. Для сравнения, в Австрии их 4,5 тысячи, во Франции — 5300, в Италии — около 3 тысяч, в Америке — около 3-4 тысяч.
"Проблема всех российских городов одна — они строились и планировались без учета того, что в каждой семье будет по две-три машины. На сегодняшний день Москва практически исчерпала все возможные транспортные ресурсы. Но на земле уже почти места нет, так что пора осваивать надземное пространство. Мы предлагаем пустить по городу канатную дорогу. Это будет очень комфортная система", — заявил заведующий кафедрой "Дорожно-строительные машины" Московского автодорожного института Геннадий Кустарев МК в среду, 1 июня.
В среднем скорость движения кабинок составляет 5-20 км/ч. Но проектанты московской "воздушки" придумали и разработали систему, которая позволит увеличить ее в 2 раза, то есть до 40 км/ч., с кабинками на 30-32 человека.
"Канатная дорога вполне может перевозить и машины. Это уже существующая система ("Фольксваген" так перевозит свои автомобили с завода на парковки) — на открытой платформе по канатной дороге. И мы можем из центра города автоматизированно (без участия водителя) перекидывать машины на паркинг и обратно", — отмечает Кустарев.
По словам специалиста, все необходимые расчеты уже произведены. Проект, разработанный в Московском автодорожном институте, прошел всестороннюю экспертизу. Безопасность проекта также подтверждена многочисленными расчетами, передает портал Domex.
"Нет ни воспламеняющихся средств, ни взрывоопасных. Выпрыгнуть оттуда тоже не получится: в кабине есть лишь маленькие вентиляционные отверстия в крыше. Это тоже важно — посмотрите, сколько людей ежегодно падают на рельсы в метро", — приводит цитату изобретателя Irn.ru.
"Больше скажу, в скором времени "канатка" уже может появиться в Екатеринбурге, там проект прошел слушания в транспортной комиссии", — подчеркнул завкафдрой автодорожного института Кустарев.
В 2004 году для соединения воздушной коммуникацией городов Нижний Новгород и Бор начали проектирование канатной дороги общего назначения над рекой Волгой, длиной 4 км и максимальной высотой 75 м. С одного берега реки на другой кабины доставят пассажиров всего за 10 минут. В то же время поездка в автотранспорте через старый мост занимает не менее получаса. Объем инвестиций должен составить около 10 млн евро.
Возможности канатной дороги изучались в Самаре. В городе функционирует предприятие, которое готово возводить канатные дороги по всей территории постсоветского пространства. Проект заглох на уровне городской власти.
Во Владивостоке, городе на сопках, есть только один вид высотного транспорта — давно построенный фуникулер. В ходе подготовки к саммиту АТЭС в очередной раз вспомнили об идее начала 2000-х — строительстве полноценной пассажирской канатной дороги с материка на остров Русский. Вспомнили и, по всей видимости, благополучно забыли. Все затмили мостовые переходы и строительство автодорог.
Канатные дороги могли бы стать отличным решением локальных транспортных проблем и расшивки пассажирских узлов в других городах страны. Весьма актуальны такие дороги в качестве коммуникаций в городах и агломерациях, расположенных по разным берегам многочисленных рек страны.
Кстати, во Владивостоке пытались возродить испытанную идею привлечения средств векселей, которые могли выдаваться желающим юридическим или физическим лицам. Предполагалось, что после окончания строительства этот вексель можно будет либо обменять на акции дороги, либо получить свои деньги обратно с процентами.
В 2002 году стоимость канатной трассы, общей протяженностью 1640 метров, временем поездки 5 минут (автотранспортом вокруг — 30-45 минут), мощностью 2000 чел./час., через бухту Золотой Рог во Владивостоке оценивалась всего в $11 млн со сроком строительства 11 месяцев.
Есть в России осуществленные речные проекты канатных дорог — в частности, подвесная переправа в городе Междуреченске Кемеровской области через реку Томь.