Правительство России намерено в рамках федеральных проектов к 2020 году увеличить количество дорог в стране. Министерство транспорта уже получило распоряжения о создании системы мониторинга текущего состояния дорог. В проекте будет задействованы возможности системы ГЛОНАСС, что будет способствовать ее повсеместному эффективному внедрению.
Премьер-министр России Владимир Путин, выступая в Твери на совещании по повышению эффективности строительства и эксплуатации автодорог, отметил, что к 2020 году автомобилисты получат более 18 тыс. км новых дорог. По его словам, в стране также появится система мониторинга состояния дорог, соответствующее поручение глава правительства отдал Министерству транспорта. Для мониторинга состояния дорог будут использованы возможности системы ГЛОНАСС, пишет РБК.
В планах правительства — скорый переход на "контракты жизненного цикла". Премьер пояснил, что речь идет о внедрении долгосрочных договоров на строительство и последующую эксплуатацию дорог сроком до 30 лет. Подрядчик за счет собственных и привлеченных средств прокладывает дорогу, а затем полностью отвечает за ее содержание, а государство оплачивает эту работу равными платежами в течение всего периода действия договора.
На совещании Путин подчеркнул необходимость совершенствовать процедуры размещения заказов как на строительство, так и на содержание дорог. "Должны отбираться лучшие подрядчики, которые не только предлагают лучшие условия, но и обладают необходимой производственной базой, технологиями и репутацией на рынке", — сказал он. Ранее правительство уже делало заявление, что к 2020 году в России будут модернизированы все федеральные трассы. "За пять лет мы намерены построить порядка 10 тыс. км новых федеральных и региональных дорог. А к 2020 году — модернизировать все федеральные трассы страны", — отмечал в апреле премьер-министр.
Для более скорейшего достижения поставленных целей необходимо регулирование отрасли, добавил премьер. По его словам, "нужно добиваться того, чтобы цены за километр автодороги не брались с потолка, а качество отвечало лучшим мировым стандартам", сообщают "Ведомости". Также в ближайшее время нужно будет принимать новые техрегламенты с использованием зарубежного опыта и также упростить госэкспертизу: нужно, чтобы она не мешала инновациям при возведении дорог. Будут пересматриваться механизмы отвода участков земли под дорожное строительство и порядок получения права на разработку месторождений нерудных ископаемых для крупных инфраструктурных проектов.
Эксперты считают, что наиболее важным предложением является новый порядок отвода земель, так как их цена напрямую влияет на цену дороги. В Москве уходит до пяти лет на выкуп земли и два года на строительство дороги, жаловался вице-премьер Сергей Иванов. По расчетам министра транспорта Левитина, около 20% средств при строительстве дорог уходит на подготовку территорий.
Вопросом, где на все эти пркрасные планы брать средства, правительство озаботилось еще в прошлом году, когда в мае 2010 года с инициативой создания целевого дорожного фонда в рамках российской бюджетной системы выступил премьер-министр Владимир Путин. Законопроект, подготовленный Министерством транспортра, предлагал пополнять фонды за счет транспортного налога и акциза на топливо. Данное предложение было одобрено комитетом Государственной думы РФ по строительству и земельным отношениям, а позже и президентом Дмитрием Медведевым, подчеркивает Lenta.ru.
Согласно прогнозам министра финансов Алексея Кудрина, благодаря акцизам, которые будут расти на один рубль каждый год в течение последующих трех лет, дорожный фонд получит в 2011 году 82,9 млрд руб., в 2012 году — 174 млрд руб., а в 2013 году — 279 млрд руб. Так что, возможно, изменения в ситуации с дорогами России все-таки рано или поздно произойдут.