Одной из реформ, утвержденных Коммунистической партией Кубы, стали перемены в работе более чем 3000 госпредприятий. Руководство этих компаний теперь будет пользоваться большей свободой, но подвергаться жестким проверкам. Реформа уже спровоцировала ряд коррупционных скандалов, последним из которых стала шумиха вокруг сигарного монополиста Habanos.
Более десяти лет Мануэль Гарсиа, вице-президент Habanos S.A., был лицом кубинской сигарной промышленности. Типичный представитель сливок общества, он вел жизнь, о которой подавляющее большинство кубинцев даже и мечтать не могли. Однако в этом году Гарсиа впервые пропустил фестиваль сигар в Гаване. В чем причина? С августа 2010 года Гарсиа сидит в тюрьме по обвинению в сбыте сигар по тайным каналам в обход государства. В кубинской прессе об этом не сказано ни слова, да и от представителей Habanos добиться каких-либо комментариев невозможно.
Сигарная промышленность была национализирована после революции 1959 года. Однако лишь в конце 1980-х годов власти взяли под контроль торговлю сигарами, предупредив иностранных ритейлеров о том, что они смогут поставлять свою продукцию только одному дистрибьютору в каждом регионе. Правда, взамен им обещали 50-процентную долю в бизнесе, что для Кубы можно считать огромной уступкой.
Мелких продавцов-коробейников новая система не напугала - они по-прежнему носили свои лотки по улицам, зазывая покупателей. Но с развитием интернет-торговли система оказалась под угрозой: ритейлеры из Швейцарии и стран Карибского бассейна предлагают сигары по настолько низким ценам, что на родные кубинские уже мало кто обращает внимания, кроме самых преданных ценителей. Разумеется, такие продавцы работают незаконно, но большинство любителей сигар такиетонкости не волнуют.
По мнению кубинских экспертов, в таком положении дел виноват никто иной, как Гарсиа: он и десяток его сотрудников поставляли сигары на черный рынок по мизерной цене, в разы дешевле их рыночной стоимости, в обмен на крупные денежные "подарки". Аналитики говорят, что речь может идти о 45 миллионах сигар. С учетом того, что цена одной сигары производства Habanos в лондонских магазинах, расположенных в престижном районе Сент-Джеймс, доходит до 65 долларов, потери государства представляются весьма значительными.
История с Habanos возымела последствия и для Imperial Tobacco, британской компании, владеющей 50 процентами акций Habanos. Однако кубинские власти надеются, что смена руководства в Habanos умножит поступления в бюджет от продажи самого известного кубинского товара.
А вот граждане, коллекционирующие кубинские сигары в надежде выгодно их продать попозже, переживают: пока у власти был Фидель, можно было не сомневаться в том, что, найдя покупателя на свою коллекцию, ты обеспечишь себе сносную старость. Теперь же, когда у руля оказался Рауль, коллекционеры боятся, что отношения Кубы и США улучшатся, между странами будет открыта свободная торговля и их коллекции резко упадут в цене.
Сейчас все Cohiba, которые продаются в США, делаются в Доминикане. Стоимость одной сигары составляет порядка семи долларов. А вот настоящая кубинская Cohiba в женевском Davidoff cigar shop стоит уже 21 доллар. В Штатах ее не купить, по крайней мере, легально: хоть так Куба может насолить США за экономическое эмбарго. Поэтому-то "серые" продавцы и коллекционеры кубинских сигар и не заинтересованы в том, чтобы американо-кубинские отношения налаживались - пока все остается, как есть, они всегда заработают на хлеб с маслом и себе, и своим детям.
Американец Морри Далсон III - один из коллекционеров сигар, объясняет свою позицию: "Не то чтобы я был за коммунизм - я просто волнуюсь за свои "инвестиции". Я планировал продать свою коллекцию, когда выйду на пенсию, чтобы не жить в нищете. А если США начнут вбухивать в кубинскую экономику миллиарды долларов, все, что я собирал долгие годы, обесценится".
Сосед Далсона Сэмюэл Джонс настроен не так скептически: "Вливание денег в кубинскую экономику не ознаменует снижение качества кубинских сигар. Люди делают какие-то вещи, потому что им это нравится и они гордятся своей работой. Вот почему американская продукция лучшая в мире. За исключением сигар".
Что до знатоков табачного рынка, они придерживаются совершенно другой точки зрения: по словам финансового директора Swedish Match AB Ларса Дальгрена, как только США снимут запрет на торговлю с Кубой, сигары буквально за ночь вдвое вырастут в цене. По крайней мере, владелец доминиканского бренда Macanudo, по словам Дальгрена, уже вовсю готовится к такому повороту. "Если кубинские сигары выйдут на американский рынок, нам больше нечего будет там делать", - констатирует Дальгрен.