Вопрос будущего российского рынка и экономики волнует каждого жителя нашей страны. Аналитики считают, что в реалиях текущей модели, при которой суверенная эмиссия не проводится принципиально, вся прибыль бизнеса и рентабельность товаропроизводителей оказываются в прямой зависимости от устанавливаемого ЦБ курса рубля и объема экспортной валютной выручки.
Эксперты ФГ "Калита Финанс" Дмитрий Голубовский и Алексей Вязовский отметили, что вся прибыль бизнеса, без которой не работает логика капитализма и капиталистическая экономическая модель, в более или менее стабильно функционирующей экономике, берется от различных форм денежной эмиссии. "Прибыли больше неоткуда взяться, потому что если допустить, что прибыль постоянно берется исключительно из кармана потребителя, это приводит к периодическим кризисам перепроизводства и дефляционным коллапсам, связанным с истощением потребительского спроса по мере перераспределения денег от потребителя к создателям добавленной стоимости", — подчеркнули они. По их словам, во времена золотого стандарта такие коллапсы случались регулярно, — классическим подобным коллапсом была пресловутая Великая Депрессия, — и именно по этой причине от золотого стандарта, и вообще, от любых форм гарантированного обеспечения денег решено было отказаться.
Тем не менее на сегодняшний день вся прибыль российского бизнеса и рентабельность, как отдельных товаропроизводителей, так и рыночной части экономики в целом, оказывается в прямой зависимости от устанавливаемого ЦБ курса рубля, и объема экспортной валютной выручки. Российский экспорт же имеет исторически сложившийся сырьевой характер. Соответственно, рентабельность российских производителей зависит от трех факторов: предложения ликвидности на глобальном финансовом рынке, произвола глобальных спекулянтов на сырьевых рынках и произвола Банка России в вопросе установления курса национальной валюты. В таких условиях даже те, кто работают сугубо на внутренний рынок, вынуждены нести на себе неявные валютные риски.
По мнению аналитиков, в нормальной капиталистической экономике, в которой ликвидность поддерживается ЦБ в интересах всей экономики и максимизации занятости, с усложнением цепочки добавленной стоимости рентабельность цепочки в целом должна расти, потому что растет совокупная добавленная стоимость — именно такая модель и стимулирует экономику к внедрению инноваций и повышению производительности труда.
"Капиталистическая экономика может функционировать нормально только в том случае, если из сырья выгодно производить все более и более сложную продукцию. В России же сложилась и сохраняется такая экономическая модель, при которой из сырья для внутреннего рынка производить продукцию невыгодно, так как вся возможная добавленная стоимость в экономике уже предопределена объемом сырьевой ренты, получаемой от экспорта. Именно поэтому нефтяные компании не инвестируют в нефтепереработку на территории России, а предпочитают гнать сырье на экспорт, и так будет даже в том случае, если внутренние цены на топливо приблизятся к европейским. Единственным ограничителем роста цен в этой ситуации является импорт и при сохранении существующей экономической модели недалек тот день, когда в приграничных зонах импортный бензин станет ограничителем роста цен на бензоколонках", — отмечают эксперты.
Парадокс сложившейся ситуации в том, что когда Правительство и ЦБ пытаются бороться с "фундаментальной нерентабельностью" (ими и созданной) российской экономики методами валютного демпинга, т. е. путем избыточной эмиссии рублей под сырьевую ренту, искусственно занижая курс рубля, они только усугубляют ситуацию. Потому что эмиссия этих, несвязанных в обязательствах денег, разгоняет инфляцию, провоцируя рост кредитных ставок и угнетая производителя гораздо сильнее, чем его угнетал бы сильный рубль. Уже очевидно, что предел существующей экономической модели действительно достигнут. Впервые за всю историю постсоветской России сложилась ситуация, когда рост цен на сырье сопровождается продолжающимся оттоком капитала из страны.
Именно сейчас, по мнению аналитиков, необходимо предпринять такие шаги, как ратификация в полном объеме конвенции ООН по борьбе с коррупцией и обуздание коррупционного произвола чиновников, обуздание монополистов, в частности, отказ от принципа "равнодоходности" с европейским рынком для топливно-энергетических компаний, который особенно лицемерен с учетом того, что курс рубля часто устанавливается непосредственно в их интересах, перевод внутренних цен на топливо на конкурентные рыночные рельсы, когда цены обусловлены лишь платежеспособным спросом потребителей.
"Также необходимы развитие рынка рублевых государственных облигаций; перевод денежной эмиссии на суверенные рельсы, когда ЦБ начинает действовать не в интересах чиновников из правительства и экспортеров, а в интересах экономики в целом, а денежная эмиссия проводится под обеспечение национальными активами, а не долгами иностранных государств; снижение налогового бремени на труд и на реального производителя, что приведет в перспективе не к падению, а напротив, к росту налоговых поступлений, благодаря выходу значительной части доходов из тени и росту налогооблагаемой базы", — считают аналитики ФГ "Калита Финанс". Натолкнется ли эта возможная попытка изменений на внешние обстоятельства непреодолимой силы в форме ускорения спада мировых рынков, или она окажется успешной в течение ближайших лет — покажет время.