Нефтепереработку стоит отделить от добычи нефти. Это затруднит возможности для завышения цен на бензин, считают в Минэкономразвития и Минэнерго. Появление независимого НПЗ, как считают чиновники, вынудит вертикально интегрированные холдинги снижать маржу в переработке, что благоприятно отразится на ценах на моторное топливо для конечных потребителей.
Для этих целей предлагается приобрести нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), мощности которого (не менее 6 млн тонн) будут открыты для независимых производителей. Минэнерго и Минэкономразвития обменялись письменными посланиями по этому поводу.
В министерской переписке, по данным "Ведомостей", прозвучало предложение приобрести НПЗ в европейской части страны для независимых структур. Поставки каждой из них не должны превышать 10%, а стоимость переработки не должна превышать 10-15% от себестоимости.
Причем купить НПЗ якобы предлагается ОАО "Роснефтегаз". Это ОАО является одним из акционеров основной нефтедобывающей компании страны "Роснефти", таким образом, "независимость" всей схемы выглядит достаточно условной.
По данным "Коммерсанта", наиболее вероятным претендентом на продажу "Роснефтегазу" является ОАО "Орскнефтеоргсинтез", принадлежащее "Русснефти". В самой "Русснефти" изданию заявляют, что не получали предложений о продаже завода. Тем не менее, источники издания на рынке утверждают, что это единственный НПЗ, выставленный на продажу.
Эксперты называют и примерную цену покупки этого НПЗ, которая составит $300-400 млн. "Русснефти" требуется реструктуризировать долги для объединения с "Башнефтью", контролируемой АФК "Система". Для частных интересов этих двух компаний инициатива чиновников по покупке НПЗ — это именно то, что нужно.
Теоретически появление НПЗ, работающего на давальческом сырье, может улучшить доступ независимых добывающих компаний к мощностям и оказать определенное воздействие на оптовый рынок нефтепродуктов.
Однако количество таких производителей невелико. К тому же, общие объемы вырабатываемых нефтепродуктов останутся прежними, то есть снижение цен из-за физического увеличения на рынке не произойдет. Строительство же нового НПЗ, способного увеличить предложение на рынке, — дело весьма дорогостоящее и долгосрочное.
Да и от влияющего на внутреннюю ситуацию мирового рынка никуда не уйти. Если гнать сырую нефть за рубеж будет выгоднее, чем перерабатывать и продавать внутри страны, никакой НПЗ от постоянных скачков цен не спасет.
Напомним, что с 1 мая 2011 года власти подняли пошлину на экспорт бензина, для того чтобы сделать российский рынок "интересным" для вертикально интегрированных.
Для этого в распоряжение правительства было внесено изменение, согласно которому экспортная пошлина на бензин с 1 мая сего года составляет $408,3/т, что на 34% превышает изначально запланированную на текущий месяц и на 44% — действовавшую в апреле 2011 года. Пошлина на остальные светлые нефтепродукты (легкие дистилляты, средние дистилляты, газойли) с 1 мая 2011 года составила, как и планировалось ранее, $304/т.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России занимается изучением причин бензинового кризиса. Глава службы Игорь Артемьев заявил, что дефицит бензина является рукотворным и его можно назвать шантажом по отношению к правительству со стороны крупных нефтяных компаний. Антимонопольщики завели 52 дела по фактам завышения цен на бензин и нефтепродукты в российских регионах.