Интернет-экономика дала ВВП России в 2009 году $19,3 млрд, 2,1% от всего валового продукта без учета нефтегазовой составляющей. К 2015 году доля интернета в российской экономике может составить уже 5% без учета нефти и газа. Только компании, занятые технологическим и инфраструктурным обслуживанием рунета, ежегодно выручают $23 млрд.
Данный прогноз, как сообщает "Коммерсантъ", сделан аналитиками The Boston Consulting Group (BCG) по заказу российского офиса Google. И в базовом, и в оптимистическом сценариях наиважнейшим фактором роста интернет-экономики России станет фактор потребления (от 26 до 33%).
Также немаловажную роль в повышении доли интернет-экономики должны стать рост инвестиций и инфраструктуры, расширение географии проникновения интернета, увеличение количества игроков на рынке электронной коммерции, а также уверенность потребителей в безопасности электронной коммерции и более высокая информированность компаний (в особенности в среднем и малом бизнесе) о возможностях глобальной сети.
Что же касается текущей ситуации на интернет-рынке, то все в том же отчете BCG, названном "Россия онлайн", сказано, что в настоящее время вклад рунета в российскую экономику составил $ 19,3 млрд, что составляет 1,6% ВВП (без учета добычи углеродов — 2,1%).
Это то, что касается чистой экономики рунета. Если же брать сферы, тесно связанные с интернетом, то все показатели возрастут, как уверяют специалисты The Boston Consulting Group, в несколько раз.
Отмечая текущую ситуацию, авторы данного исследования ставят Россию по вкладам интернет-экономики в национальный ВВП на один уровень с Испанией, где ее вклад составляет 2,2% в экономику страны, и Италией — 1,9%. Наиболее же "интернетизированным" является ВВП Великобритании (7,2%), Швеции (6,6%) и Дании (5,8%).
Что же касается структуры самой интернет-экономики, то, как отмечается в исследовании, $12,6 млрд, что составляет примерно две третьих от общего вклада рунета в российский ВВП, приходится на потребителей, из которых $7,5 млрд составляет электронная коммерция и $5,1 млрд — затраты пользователей интернета на доступ к сети и приобретение соответствующих устройств (модемов и т.д.).
Остальные $6,7 млрд приходятся на инвестиции в интернет-инфраструктуру, затраты государства на развитие информационных технологий и экспорт трафика. Велик и сектор интернет-продаж — порядка $16 млрд. В сумме же продажи и через интернет, и с непосредственным использованием сети, не относимые специалистами BCG непосредственно к интернет-экономике, в секторе B2B оценивались в $82 млрд.
По состоянию на начало 2010 года вклад российских телекомоператоров в интернет-инфраструктуру превысил $6 млрд (30% от всех инвестиций). В исследовании приводятся сравнительные данные, согласно которым в ведущих интернет-экономиках мира — британской и датской — вклады национальных телекомоператоров не дотягивают до 10% в совокупном объеме инвестиций в данную отрасль связи.
Столь большой разрыв, как полагают специалисты The Boston Consulting Group, свидетельствует о начальной стадии формирования россисйкой интернет-инфраструктуры. Именно на данном направлении и предлагается аналитиками данной консалтинговой компании сосредоточить усилия для развития интернет-экономики в России.
По мере того как будет развиваться инфраструктура, предполагается, что заметно вырастут и частные инвестиции, и государственные вложения. На сегодняшний день инвестиции частных компаний, не являющихся телекомоператорами, составляют $4,4 млрд (42% от общих вложений). В тех же Италии и Испании, на один уровень с которыми Россию по вкладу интернет-экономики в национальный ВВП ставят специалисты The Boston Consulting Group, на долю частных инвесторов приходится от 50 до 60% вложений. В Дании и Великобритании этот показатель доходит до 70%.
Что же касается распространения и интенсивности пользования интернетом, то специалисты BCG поставили Россию по данному показателю в середину мировой "табели о рангах", вместе с такими странами, как Греция (54 условных балла) и Бразилия (53 балла). У России, согласно системе подсчета The Boston Consulting Group, 52 балла.
Это, кстати, выше, чем у стран, составляющих компанию России и Бразилии в шестерке самых развивающихся экономик мира — у Китая, например, 41 балл, Индии — 22 балла, Индонезии — 16 баллов. Примечательно, что восточноевропейские страны заметно опережают Россию по распространенности интернета. Польше, например, The Boston Consulting Group насчитала 64 балла, Венгрии — 76, Чехии — 83 балла. Наиболее распространен интернет в Дании (140 баллов), Швеции (134 балла) и Великобритании (128 баллов).
Если же брать распространение интернета в России, то здесь первые две строчки занимают Москва и Санкт-Петербург, чей индекс превышает среднероссийский, соответственно, в 2,4 и 1,9 раза.