На минувшей неделе прошло знаковое IPO социальной сети LinkedIn. Акции компании в Нью-Йорке выросли на 109%, капитализация сети подскочила до $8,9 млрд. Размещение LinkedIn станет ориентиром для планирующихся IPO Facebook и Twitter, а также сервисов Groupon и Zynga, которые, по всей видимости, могут также рассчитывать на рекордные показатели.
Начальная цена акции составляла $45. Компания продала 7,84 млн своих акций по указанной цене, получив от размещения свыше $352 млн. На открытии торгов Нью-йоркской фондовой они стоили уже $83 за штуку, что было на 84% выше начальной цены.
Акции LinkedIn допрыгнули до $122,69, то есть 173% от цены IPO и падала до $80. К концу сессии цена одной акции установилась на отметке в $94,25 (рост на 109%). Таким образом, стоимость компании в пересчете на акции составила $8,9 млрд.
Показатель уникальный, если сопоставить его с финансовой отчетностью сети. Сеть преимущественно зарабатывает на рекрутинге, премиальных подписках и платных сервисов, которые приносят порядка 56% прибыли. Остальные деньги компания зарабатывает на рекламе.
Прибыль LinkedIn в прошлом году составила $243 млн, а чистая прибыль - всего $15 млн. Таким образом, в ходе IPO компания была явно переоценена, что можно объяснить желанием инвесторов вложиться в соцсети, которые с недавнего времени стали самими раскручиваемыми активами.
К тому же компаний выбросила на рынок всего 10% акций (7,8%), создав, таким образом, видимость определенного дефицита. Результаты LinkedIn входят в пятерку лучших публичных размещений американских компаний за последние десять лет. Однако на международном рынке соцсеть уступила IPO китайской компании Qihoo 360, работающей в сфере цифровых технологий. Китайские акции выросли на 134%.
"Это очень высокая оценка, которая напоминает об изобилии 2000 года, -отметил в интервью газете Financial Times главный эксперт по инвестициям YCMNET Advisors Майкл Иосиками. - Но инвесторы скупают акции LinkedIn отчасти потому, что не могут купить акции Facebook. Просто народ отчаянно хочет заполучить в долю в чем угодно, лишь бы в названии этого чего угодно были слова „социальная сеть".
LinkedIn была запущена в мае 2003 года. По итогам первого месяца работы у сети насчитывалось 4500 участников. Сейчас в сети профессиональных знакомств и сервисов LinkedIn зарегистрировано более 100 млн пользователей. Однако их активность не столь высока, как в других соцсетях.
При этом ряд экспертов проводят параллели между нынешним ростом интереса и оценки социальных сетей с пузырем доткомов. Тогда интернет-компании при размещении на бирже взлетали сразу на 500-600%. Рекордным стало IPO VA Linux, прошедшее в декабре 1999 года, когда акции компании в первый день торгов подорожали на 697,5%.
Еще в конце января Bloomberg опубликовал опрос, согласно которому 69% инвесторов считают социальную сеть Facebook переоцененной. Еще 10% согласны с оценкой стоимости корпорации, 4% полагают, что сеть недооценили, а 17% пока не имеют четко выраженной позиции по текущей стоимости компании.
Ближайшее заметное IPO в мире интернет-компаний - это размещение основного российского поискового сервиса Яндекс, которое ожидается в конце мая 2011 года на бирже Nasdaq.