Разработанный институтом экономики и развития транспорта проект концепции организации пассажирского железнодорожного сообщения к чемпионату мира по футболу в 2018 году обойдется в 1 трлн рублей. Эксперты института рассматривают вариант государственного финансирования, который используется и для развития соответствующей инфраструктуры к Сочи-2014.
2 декабря 2010 года Россия получила право на проведение чемпионата мира 2018 года. В заявку включены 13 городов-претендентов на проведение игр первенства: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Казань, Ярославль, Нижний Новгород, Саранск, Самара, Волгоград, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Краснодар и Сочи. Соответственно, эксперты уже подсчитали, что железнодорожный транспорт должен будет перевезти свыше 500 тысяч человек.
Как пишет "Коммерсант", проект содержит в себе схему организации транспорта из четырех частей — разработки сверхскоростного и скоростного движения, перевозок аэропорт-город и развития парка поездов. Согласно проекту развития сверхскоростного сообщения, предполагается три варианта: строительство ветки Москва — Санкт-Петербург, дополнение ее веткой Москва — Нижний Новгород — Казань, и строительство двух веток с продлением последней до Екатеринбурга. С основных направлений будут временно удалены грузовые перевозки.
Следующий блок включает в себя организацию интермодальных перевозок, которые будут обеспечивать транспортировку болельщиков от аэропортов к местам проведения матчей. По словам эксперта, "в Москве, Петербурге, Екатеринбурге и Сочи сообщение город-аэропорт либо уже функционирует, либо готовится к запуску. В концепции предложены маршруты строительства железных дорог к аэропортам Самары, Краснодара и других городов". В концепции также рассматриваются проекты по доставке пассажиров из аэропортов к месту проведения игр для всех городов, принимающих ЧМ-2018, кроме Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи и Екатеринбурга, где такое сообщение уже есть или скоро будет запущено, подчеркивает "Коммерсант".
Для претворения проекта в жизни понадобится около 100 скоростных поездов. Согласно планам, они дополнят парк из 54 сверхскоростных электропоездов Desiro, которые запустят к Олимпийским играм в Сочи. Авторы проекта отмечают, что самая большая сложность заключается в поиске и привлечении частных инвесторов, которых отпугивают долгие сроки окупаемости инвестиций (25-30 лет). В ближайшее время вопрос об источниках финансирования проекта будет достаточно дискуссионным. Нынешний проект концепции сверстан исходя из того, что основные деньги предоставит государство — у РЖД своих денег на это нет, отмечает NR2. ru.
Широкая география мероприятия диктует свои законы. Без продуманной транспортной инфраструктуры вся затея может оказаться провальной, поэтому деньги на строительство железных дорог такого уровня государство, скорее всего, найдет. В апреле министр спорт РФ Виталий Мутко рассказал, что матч открытия, один из полуфиналов и финал ЧМ-2018 планируется провести в Москве. Второй полуфинальный матч, по словам министра, состоится в Санкт-Петербурге. Как тогда писала Lenta. ru, Мутко также назвал города, в которых пройдут матчи Кубка Конфедераций 2017 года — своеобразной "репетиции" чемпионата мира. В этом турнире примут участие сборные — чемпионы континентов, а игры пройдут в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Сочи. Возможно, в контексте принятого проекта право принимать чемпионат мира отразится и на развитии аэропортов, дорог, речных и морских портов, а также спортивных сооружений, которые могут служить потом гражданам страны в течение десятилетий. К тому же, теперь существует реальная, а не призрачная надежда, что в России начнется полноценное возрождение детского спорта, положение вещей в котором в последние годы было весьма плачевным. В декабре Bigness. ru писал, что для партнеров строительства объектов к ЧМ-2018 по футболу могут потребоваться корректировки налогового законодательства, аналогичные тем, что были произведены в связи с предстоящей Олимпиадой в Сочи. Так что развитие железных дорог может стать надлежащим стимулом для развития всего остального.