ЕС недоволен режимом промышленной сборки автомобилей, который ввела Россия для автомобильных концернов. Новые условия промсборки введены с марта текущего года и предполагают льготы тем инвесторам, которые готовы создать масштабное производство в России и поэтапно повышать локализацию. Режим может препятствовать вступлению РФ в ВТО.
Режим промышленной сборки в своем первоначальном виде стал функционировать в 2005 году. Производителям предложили создать в стране сборочные производства мощностью не менее 25 000 автомобилей в год и развивать локализацию. Автоконцерны, которые начали работать по предложенным условиям, получили таможенные льготы на ввоз автокомпонентов.
С марта текущего года вступили в силу новые правила промсборки. Теперь компаниям придется производить не менее 300 тысяч машин для новых производств, и 350 тысяч - для существующих.
Кроме того, треть этих машин Минпромторг требует оснащать двигателями российского производства. Кроме того, компании должны создавать в России конструкторские бюро. Эти соглашения рассчитаны на период до 2020 года. Соответствующие инвестсоглашения подписали 13 автопроизводителей и около 200 производителей автокомпонентов.
Как передают "Ведомости" со ссылкой на близкого к переговорам чиновника и сотрудника аппарата правительства. "У ЕС есть претензии по объему и периоду льгот, которые предоставляются инвесторам, работающим в режиме промышленной сборки, - они не соответствуют требованиям ВТО", - отметил источник издания.
Россия присоединяется к ВТО c 1993 года. По заверениям ряда официальных лиц, в текущем году процесс должен был быть завершен полностью. Впрочем, польза от вступления в ВТО становится все более сомнительной.
"Когда мы только начинали переговоры по вступлению в ВТО, Россия искренне была заинтересована в этом. У нас были реальные конкурентные преимущества по отношению к другим экономикам - это и дешевые энергоносители, и большие энергоресурсы, - говорит гендиректор "INFOLine" Иван Федяков корреспонденту Firstnews. - Сейчас мы растеряли абсолютно все преимущества. Поэтому на данный момент во вступлении России в объединение заинтересованы в большей степени страны ВТО. Мы для этих стран остаемся огромным рынком сбыта".
"Думаю, что здесь поневоле можно разделить позицию премьер- министра, который сказал, что мы и так выполняем много условий для вступления в ВТО, не будучи членами ВТО. Без сомнения, автомобильный сектор является одним из принципиально важных для российской промышленности, и позиция России здесь вполне понятна. Мы предоставляем площадки, инфраструктуру для строительства автозаводов, взамен, естественно, требуем прямые инвестиции, в которых крайне заинтересованы автомобильная промышленность, и вся история субсидирования АвтоВАЗа в посткризисные 2009-2010 годы максимально это доказывает. Трудно сказать, приведет это к отсрочке или нет. Последние 10 лет сроки постоянно переносятся, как минимум, на полгода, на год. Поэтому я не исключаю тот факт, что и 2011 год не закончится для России вступление в ВТО", - говорит в комментарии Bigness.ru генеральный директор Аналитической лаборатории "Веди" Алексей Ведев.
"Я так понимаю, что там идет большая борьба за образование нашего таможенного союза. Когда я рассуждаю, почему вдруг Европа и некоторые другие страны начинают выдвигать искусственные непонятные требования, то мне кажется, что это связано как раз с успешным образованием таможенного союза в России", - говорит заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев.