Под натиском интернета шатается последний бастион печатных средств массовой информации. Ассоциация коммуникационных агентств России утверждает, что в I квартале текущего года оборот рынка интернет-рекламы составил порядка 7 млрд рублей, а рекламные материалы в бумажных средствах массовой информации обошлись в сумму 8 млрд.
Что касается подвидов интернет-рекламы, то на контекст приходится 4,5-5,5 млрд, против 1,9-2,3 млрд рублей на баннеры.
Напомним, что в США интернет-реклама уже обошла по доходности печатную. Согласно отчету АКАРа, интернет-реклама активно наращивает свою долю, причем происходит это очень быстрыми темпами.
Если в 2005 году доля интернета на рекламном рынке составляла всего 2%, то в прошлом — уже 11%. За этот же период доля печатных средств массовой информации упала с 29 до 18%, а "наружки" — с 17 до 13%.
По сравнению с концом прошлого года в России доходность интернет-рекламы поднялась сразу на 60%. Для сравнения, доход печатных СМИ вырос на 13%, а компаний, занимающихся наружной рекламой, — на 20%.
Стоимостный прирост в секторе телевизионной рекламы составил 29%. С января по март этого года, по подсчетам АКАР, доходность телерекламы составила 28 млрд рублей.
При этом в интервью "Российской газете" один из экспертов АКАРа Сергей Веселов отметил, что хоронить рекламу в печатных средствах массовой информации не стоит, она займет свою нишу. Насчет того, какая доля будет приходиться на данный сегмент рекламного рынка, он ответить не смог, сказав, что "это не 40, и не 50 процентов рынка, и не 20 процентов, точную цифру сегодня обозначить невозможно".
Примечательно, что выросла и общая доходность рекламы. Согласно отчету Ассоциации коммуникационных агентств России, по сравнению с I кварталом прошлого года доходы рекламщиков за аналогичный период нынешнего года сразу скакнули на 28% и составили 54 млрд рублей. Данный показатель, как отмечают эксперты АКАР, приближается к докризисному уровню доходности.
Рост выручки от рекламы к концу года может составить 20%, считает Сергей Веселов. За прошлый год доходы от рекламы выросли на 16%. Примерно такой прирост пророчат России в этом году эксперты Всемирного центра исследований в сфере рекламы и в этом году.
В докризисные времена, согласно оценкам специалистов Всемирного центра исследований в сфере рекламы, российский рекламный рынок был самым динамично развивающимся в мире. Сейчас же России в данной сфере прочат 2-е место. Самый же бурный рекламный рост прогнозируется в Индии (ожидаемый прирост 18,5%). После России в списке самых "рекламных" стран идут Бразилия и Китай. Наименьший же прирост доходности в рекламной сфере, согласно тем же экспертным оценкам, ожидается в Японии — 1,2%.
Что же касается доли той или иной страны в мировом рынке рекламы, то, согласно данным прогнозам, Россия может выйти в этом году на 11-е место, а при сохранении прежних темпов роста в 2012-м подняться еще на одну строчку. Лидируют здесь, как и прежде, Соединенные Штаты, которые уже в следующем году могут получить свыше 40% всего мирового рынка рекламы. Далее по данному показателю следуют Япония и Китай.
Зато Россия входит в число лидеров по директ-мейлу, подавляющая часть которого квалифицируется как спам. В "Лаборатории Каспесркого" подсчитали, что на спам приходится почти 80% всей корреспонденции в мире. Закрытие крупных спамерских сетей в интернете проблему не решило — возникли новые.
В России решили поставить барьер спаму на законодательном уровне. В настоящее время Государственной думой Российской Федерации рассматривается законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в целях противодействия заказу, производству и распространению несанкционированных электронных сообщений (спама)". Согласно данной законодательной инициативе, в КоАП РФ за "спам" предполагается ввести штрафы в размере от 50 до 100 тыс. рублей для физических лиц, от 100 до 200 тыс. рублей — для должностных лиц и от 200 тыс. до 1 млн рублей — для юридических лиц.
Плюс к этому санкция предполагает конфискацию компьютеров и серверов. Кроме административного наказания, к наиболее злостным спамерам может быть применено и уголовное, предусматривающее следующие санкции: обязательные работы на срок от 120 до 130 часов и исправительные работы на срок до 1 года. Если же имел место "квалифицированный спам" (по предварительному сговору группой лиц или извлеченный доход превышает 100 тыс. рублей), то, согласно законопроекту, можно будет получить и два года исправительных работ.
Как указывается в правовом обосновании к данному законопроекту, законодатели основывались на аналогичных правовых актах уже принятых в США, Австралии и Великобритании. Однако, как показывает практика, внедрение в национальные правовые системы "антиспамерского" законодательства проблему с "мусором" в электронных почтовых ящиках не решило.