Нецелевое использование бюджетных средств за прошлый год выросло на 60%. Такие цифры назвал на днях глава Российского финансового надзора Сергей Павленко. Потраченные сомнительным образом средства из бюджета выросли с 2 млрд рублей в 2009 году до 3,632 млрд в прошлом. Увеличение произошло преимущественно за счет регионов.
Также глава Росфиннадзора указал на то, что "неправомерные расходы" в общем выросли в прошлом году по сравнению с предыдущим с 39,178 млрд рублей до почти 45,5 (45,475 млрд.).
Разница между "нецелевым" и "неправомерным" расходованием государственных средств состоит в том, что в первом случае отпущенные бюджетные средства ушли вообще не на те цели, на которые выделялись, а во втором — имели место "некоторые злоупотребления" в их использовании по прямому назначению. Например, завышенные премиальные выплаты, "небольшая" разница в фактических и "бумажных" расчетах с подрядчиками и субподрядчиками и т.д.
При этом главный фининспектор России, как отмечает РИА Новости, подчеркнул, что кривая динамики "нецелевого использования" бюджетных средств ползет преимущественно за счет российских регионов, куда идут щедрые финансовые вливания из центра для реализации масштабных инновационных проектов. Зато снизилось число нарушений, связанных с содержанием бюджетной системы.
По данным Росфиннадзора, среди главных нарушителей фигурируют министерства сельского хозяйства, здравоохранения и социального развития, обороны, Россвязь, Росатом, Росавтодор, Росавиация и МВД.
Очень резко (в 10 раз) по сравнению с 2009 годом сократилось число нарушений в сфере учета федерального имущества и ведения его реестра, что, как считает Сергей Павленко, является свидетельством пристального внимания к проблеме со стороны Росимущества и иных ведомств, соприкасающихся в своей деятельности с учетом общегосударственной собственности.
Сумма штрафов, взысканных Росфиннадзором с нарушителей бюджетно-финансового законодательства в 2010 году составила 1,757 млрд рублей. Плюс к этому через судебные инстанции с физических и юридических лиц за "левое" использование государственных средств в бюджет было возвращено в виде штрафов 18,46 млн рублей.
В ходе проверок удалось разыскать и возвратить еще 19,54 млн рублей. Как отмечает РИА Новости со ссылкой на Сергея Павленко, на федеральных бюджетных счетах было восстановлено 368 млрд рублей. А это в 2 раза меньше, нежели в 2009 году.
Однако, по признанию руководителя Росфиннадзора, до суда доходит всего лишь 0,1% от всех дел, заведенных по фактам нарушения бюджетно-финансового законодательства. Глава данной контрольно-надзорной инстанции посетовал на пробелы в российском праве, позволяющие не доводить до уголовного преследования дела о "нецелевом" или "неправомерном" расходовании бюджетных средств.
Хотя, в УК РСФСР, как и в уголовном кодексе любой из советских республик, подобные действия однозначно квалифицировались как хищение госсобственности со всеми вытекающими последствиями…
Вместе с тем, уже в следующем году данная неблаговидная статистика может несколько выправиться, но не по причине усиления борьбы с нецелевым использованием бюджетных денег. В Росфиннадзоре указывают на грядущее сокращение штата сотрудников на 20%, что, естественно, приведет к снижению качества и периодичности проверок.
В прошлом году, согласно данным Росфиннадзора, по сравнению с несколькими предыдущими годами количество проверок, проводимых данным ведомстством, практически, осталось на прежнем уровне. Если в 2009 году было проведено 18 975 комплексных проверок, то год спустя — 18 806.
Росфиннадзор, как и любое другое ведомство, должен сократить за 3 ближайших года число своих сотрудников. Тем не менее, руководитель Росфиннадзора заверил журналистов из РИА Новости, что сокращение штатов в его ведомстве не повлияет на качество проверок.
Экспертное сообщество, правда, почему-то с трудом верит Сергею Павленко и предположило, что тот намекает на дальнейший рост "нецелевых" расходов бюджетных средств.
Вместе с тем, в российских СМИ появились и скептические замечания по поводу эффективности одних лишь контрольно-надзорных средств в борьбе с "уплыванием" средств из бюджета.
"Другое дело, что одними только контрольно-надзорными мероприятиями вряд ли эта проблема будет решена. Если не будет проведена административная реформа (нормальная, а не показушная, как в середине 2000-х годов) и сутью ее не станет изменение ущербной мотивации чиновничества, то сколько бы мы ни проводили контрольно-надзорных мероприятий, ситуация вряд ли улучшится. Если чиновник мотивирован на то, чтобы нецелевым образом расходовать и получать свою административно-статусную ренту, то контрольно-надзорные мероприятия не помогут", — цитирует директора департамента стратегического анализа консалтинговой компании ФБК Игоря Николаева GZT.RU.