Стокгольмский суд 6 мая вынес решение о запрете сделки ВР и "Роснефти" по созданию стратегического альянса без участия ТНК-ВР. Согласно решения, стороны могут обменяться акциями только в том случае, если ТНК-ВР станет партнером "Роснефти" в освоении шельфа Арктики. Вряд ли такие условия устроят какую-либо из сторон. Сделка, скорее всего, не состоится.
Как пишут "Ведомости", суд принял решение запретить ВР и "Роснефти" создание стратегического альянса, которое оспаривали российские акционеры ТНК-ВР — консорциум AAR. Согласно решению трибунала, теперь, чтобы ВР и "Роснефть" могли обменяться акциями (планировалось, что за 9,53% акций "Роснефти" ВР отдаст 5% своих акций), в проект по добыче на шельфе Арктики вместо британской компании должна быть включена ТНК-ВР.
Соответственно, ценные бумаги для обеих сторон должны являться исключительно финансовыми инвестициями и находиться в доверительном управлении с голосующими правами только для независимых представителей без права их вхождения в совет директоров компаний (слепом трасте). Сделка останется заблокированной до согласия "Роснефти" на эти условия.
"Мы удовлетворены сегодняшним решением трибунала и считаем его взвешенным и справедливым. Оно является важным шагом в достижении наших целей, и мы надеемся, что оно откроет двери для привлечения первоклассных технологий и специалистов из ВР для разработки шельфовых месторождений в России", — цитирует "Коммерсантъ" слова AAR Стэна Половца.
Напомним, "Роснефть" и ВР подписали соглашение о глобальном стратегическом альянсе, основанном на обмене акциями и создании совместного предприятия по освоению трех лицензионных участков в Карском море — Восточно-Приновоземельские 1, 2, 3 в январе 2011 года. "Роснефти" в СП должно принадлежать 66,67%, BP — 33,33%. Соглашение давало простор развитию всей нефтяной отрасли в целом, его продвигал и курировал вице-премьер РФ Игорь Сечин, а одобрил премьер-министр Владимир Путин.
Тем не менее, сложности возникли почти сразу со стороны исторического партнера ВР в России — консорциума "Альфа-Акссес-Ренова" (ААР). ВР и ААР на паритетной основе владеют ТНК-ВР. По данным "Финмаркета", в феврале неожиданно выяснилось, что еще при создании этого СП, в 2003 году, совладельцы ААР договорились с британской компанией, что все проекты в России, представляющие интерес для обоих акционеров, будут реализовывать через ТНК-ВР. Проект в Арктике, а главное, обмен акциями показались ААР крайне привлекательными. Консорциум потребовал от ВР и "Роснефти" привлечь к сделке ТНК-ВР и, получив отказ, сразу обратился в суд.
Достигнутая договоренность была сразу заблокирована в Лондонском суде консорциумом AAR, который увидел в ней нарушение акционерного соглашения. Согласно этому документу, подписанному после первого конфликта акционеров ТНК-ВР в 2008 году, компания имеет первоочередное право на реализацию профильных проектов своих акционеров на территории России и Украины. Также AAR и ВР запрещены стратегические инвестиции (покупка больше 20% акций) в другие нефтегазовые компании. По иску AAR Стокгольмский арбитраж в марте запретил ВР вступать в стратегический альянс с "Роснефтью" и создавать СП по работе на шельфе, но ВР обратился в суд с просьбой разрешить обмен акциями. Изначально сделка ВР и "Роснефти" должна была быть закрыта 14 апреля, но срок продлен до 16 мая.
На сегодняшний день решение Стокгольмского суда ведет лишь к фактическому срыву сделки. Игорь Сечин, бывший председатель совета директоров "Роснефти", в феврале заявил, что "Роснефть", изучая возможности будущих партнеров для работы на шельфе в арктической зоне, не увидела компетенции ТНК-BP в этом вопросе".