Дефицита бензина в стране нет, а есть сговор нефтяных компаний. Такой вывод сделал премьер-министр Владимир Путин по итогам доклада вице-премьера Игоря Сечина на президиуме правительства. По данным Росстата, с 25 апреля по 3 мая цены на бензин выросли еще на 2,8%, в регионах сохраняется напряженная ситуация в связи с нехваткой бензина у независимых сетей АЗС.
"В результате дефицита нефтепродуктов на биржевых торгах необоснованно растет цена", — сказал Сечин на президиуме правительства. "Не дефицит, там же дело не в дефиците. Дело в сговоре. Они договариваются между собой: на биржу отдают небольшое количество", — приводит мнение главы правительства "Интерфакс".
Ранее на заседании по проблемам ТЭК вице-премьер Сечин также отметил, что дефицита нефтепродуктов в принципе не может быть в нефтедобывающей стране.
В конце апреля в связи с топливным кризисом в стране Федеральная антимонопольная служба занялась поверкой деятельности нефтяных компаний в связи с дефицитом топлива в ряде российских регионов. Распоряжение о ее начале дал руководитель правительства РФ Владимир Путин.
В Алтайском крае, где сложилась наиболее непростая ситуация, ФАС возбудила дело против ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" и ОАО "Газпромнефть-Алтай" по признакам картельного сговора на рынке ГСМ.
Напомним, что, согласно одной из версий, дефицит создается искусственно, для того чтобы, с одной стороны, пробить очередное повышение цен на бензин, а с другой, нанести удар по существующим независимым продавцам ГСМ, не входящим в вертикально интегрированные холдинги.
В январе в интервью "Известиям" заместитель директора ИАЦ "Кортес" по развитию Павел Строков отметил, что нефтедобывающие компании будут использовать новые акцизы в качестве предлога для повышения цен. А главной целью нефтекомпаний является претворение в жизнь принципа "равнодоходности", то есть доведения цен на бензин в России до европейских за вычетом транспортных расходов и экспортных налогов.
"Час икс", предупреждал специалист, наступит в мае-апреле, когда произойдет сезонный скачок спроса. В этот период повышается потребление топлива в сельском хозяйстве, НПЗ останавливаются на плановые ремонты, на фоне значительно выросших котировок на мировом рынке нефтекомпании резко увеличили объемы экспорта на внешний рынок. В таких условиях свалить все на дефицит проще простого.
По сути, нефтекомпании все-таки добились своего. Повышение цен на рынке России наряду с ростом экспортной пошлины на светлые нефтепродукты привели к тому, что к концу прошедшей недели спотовый рынок европейской части России по летнему дизельному топливу снова стал "премиальным", то есть у производителей снова появилась заинтересованность в реализации топлива на внутреннем рынке, приводит РИА Новости мнение экспертов центра "Кортес".
Стимулируя рост заинтересованности и бюджетных доходов, правительство повысило экспортные пошлины на бензин, ставка по которому раньше отдельно не выделялась. Размер отчислений по экспорту бензина вычислялся по категории "светлые нефтепродукты". В результате, ставка экспортной пошлины на товарный бензин в текущем месяце была увеличена на 43,8% — с $283,9 до $408,3 за тонну. Ранее предполагалось, что пошлина на светлые нефтепродукты, к которым относится бензин, в мае будет повышена до $304 за тонну.
Но остается открытым вопрос по сырой нефти. По мнению многих экспертов, поставлять сырую нефть за рубеж выгоднее, чем продукты нефтепереработки, которые в первую очередь востребованы на внутреннем рынке. Так что истоки дефицита, возможно, следует искать и в росте объемов экспорта сырья, которое минует отечественные НПЗ.
По мнению Сечина, ситуация с топливом на внутреннем рынке уже начинает стабилизироваться. "Если этого будет недостаточно, предложим новые механизмы и об этом дополнительно вам доложим", — отметил вице-премьер, обращаясь к главе правительства. В частности, Сечин считает недостаточно эффективной работу Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, куда неохотно идут НПЗ, что создает нерепрезентативность цен.