Материнская компания крупнейшего российского интернет-поисковика Yandex N.V. подала в Комиссию по ценным бумагам и биржам США документы в Комиссию по ценным бумагам и биржам США для первичного размещения акций на американской бирже Nasdaq. После обнародования этой информации последовал скандал, связанный с пользователями сервиса "Яндекс-Деньги".
Исследовательская компания comScore помещает "Яндекс" на 6-е место в топ-10 крупнейших мировых поисковых систем. По данным LiveInternet, нынешняя поисковая доля "Яндекса"в Рунете составляет около 65%. Google с показателем в 21,8% является вторым игроком на отечественном поисковом рынке. На третьем месте находится Mail.ru c долей чуть выше 7%.
Как сообщается в проспекте к IPO компании, чистая прибыль "Яндекса" по итогам 2010 г. составила $134 млн, в I квартале 2011 г. — $28,8 млн. Операционная прибыль в прошлом году составила 4,823 млрд руб. ($169,7 млн), что в рублевом выражении на 82,8% больше показателя 2009 года.
Рекламные доходы в 2010 г. обеспечили 97% выручки "Яндекса". Из них 90% пришлось на контекстную рекламу. Интернет-издание Roem.ru со ссылкой на документы компании говорило о возможности выхода "Яндекса" на рынки Турции, Польши и Румынии.
По предварительным оценкам, капитализация "Яндекса" перед IPO составляет от $6 до $9 млрд. В числе акционеров поисковика находятся фонды под управлением Baring Vostok Capital Partners (23,89% голосующих акций), Roth Advisors Ltd. (6,42%), Международная финансовая корпорация (6,12%), сооснователи "Яндекса" Аркадий Волож (19,77%) и Илья Сегалович (4,14%). Миноритарными пакетами неголосующих и голосующих бумаг владеют члены совета директоров, в числе которых бывший глава президентских администраций Александр Волошин. В течение трех месяцев после проведения IPO он может реализовать оферту на приобретение 21,9 тыс. акций класса "A", а затем — еще на 28,1 тыс. акций.
Осенью 2009 г. "Яндекс" передал Сбербанку "золотую акцию", стоимостью один евро. Она дает право вето на продажу более 25% акций.
При этом в проспекте компании говорится о том, что "Яндекс" может стать объектом поглощения со стороны влиятельных финансовых групп и олигархов, которые опираются на свое экономическое или политическое влияние и связи в правительстве.
В числе рисков для участников размещения также названы планы по созданию национального поисковика и обострение конкуренции с Google и Mail.Ru Group и крупными социальными сетями, такими как Facebook.
Напомним, что ранее прошел листинг Mail.Ru Group. Компанию оценили в $5,71 млрд, и IPO принесло $1 млрд. Объем размещения составил 32,93 млн обыкновенных акций (более 16%). За день до объявления Яндекса об IPO Mail.Ru Group и фонд Tiger Global очень удачно продали 6,65% акций компании за $450 млн — по $32,5 за GDR.
На этом сообщении на 20% рухнули акции Mail.Ru Group, до $25,5 за GDR, что привело к падению капитализации компании до $5,32 млрд.
Уже спустя сутки после объявления об IPO вокруг "Яндекса" вырос скандал. Некая дама якобы обзванивала блогеров, перечисливших деньги на антикоррупционный проект "РосПил" Алексея Навального, и задавала вопросы относительно причин проведения перечислений, оперируя закрытыми данными. Тот факт, что скандал с утечкой данных произошел как раз после объявления о биржевом привлечении средств, позволил ряду комментаторов указать на взаимосвязь этих событий и обозначить "Яндекс" как жертву репутационной атаки.
Спустя некоторое время "Яндекс" отреагировал сообщением о том, что компания передавала данные о движениях по счетам определенного количества людей по запросу правоохранительных органов, а главный редактор "Яндекс" Елена Колмановская в эфире "Эха Москвы" обозначила в качестве получателя данной информации ФСБ.